Пресс-конференция АКАР по итогам 2023 года для издательского бизнеса
05.04.2024
Источник:
СППИ ГИПППресс-конференция АКАР по итогам 2023 года для издательского бизнеса
Комитет паблишеров Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) совместно с Союзом предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) и пресс-центром «АиФ» провели 4 апреля с.г. пресс-конференцию по объемам рекламных доходов издателей и паблишеров в 2023 году. Участники встречи также дали прогнозы на 2024 год.
Модерировала дискуссию Елена Заграничная, сопредседатель комитета паблишеров, директор по закупкам прессы, ГК «Родная речь». С приветственным словом выступил Валентин Смоляков, первый вице-президент АКАР. Он рассказал о новом подходе в оценке объема маркетинговых услуг. Валентин подчеркнул, что сегмент показал положительную динамику в 2023 году, увеличившись на 10% по сравнению с 2022 годом и превысив 109 млрд рублей.
По итогам 2023 года объем издательского бизнеса составил 25,4 млрд рублей. Несмотря на то, что сегмент печатной прессы сократился на 4%, суммарно рынок паблишеров вырос на 10% по сравнению с 2022 годом. Оценка не учитывает нативную рекламу и спецпроекты — эксперты находятся в поиске инструментов верификации этих данных.
В пресс-конференции приняли участие:
- Алексей Иванов, генеральный директор «ИМ Медиа», президент СППИ ГИПП
- Наталья Веснина, генеральный директор Independent Media
- Анна Шашлова, первый заместитель генерального директора ИД «Комсомольская правда»
- Анна Брук, коммерческий директор ИД РБК
- Екатерина Бухтиярова, коммерческий директор Forbes
- Павел Мирошников, исполнительный директор СППИ ГИПП
- Ксения Скорова, директор по рекламе ИД «Толока»
- Евгения Бородина, маркетинг директор ИД «Аргументы и факты»
Спикеры презентовали результаты работы своих компаний в 2023 год. Отдельно они отметили потенциал нативной рекламы и спецпроектов как растущего тренда на рынке. Участники встречи также обсудили изменения в наборе игроков и товарных категорий в принте и диджитале. Эксперты предположили, какие изменения ждут рынок в 2024 году, и поделились своими планами по развитию в ближайшем будущем.
Алексей Иванов отметил рост издателей доходов как в диджитал, так и в традиционном принте, несмотря на потери, который понес принт в связи с сокращением инвентаря и уходом западных игроков в 2022 году. Однако эти потери практически не задели сегмент масс-маркета, который продолжает успешно развиваться как за счет рекламных доходов, так и за счет продаж тиражей.
Наталья Веснина заметила, что 2023 год стал для Индепендент Медиа годом испытания на прочность: “Мы перезапустили 6 брендов плюс и потеряли 70% рекламодателей, 50% рекламодателей мы заменили новыми из абсолютно неэндемичных для нас сегментов. В результате рост в диджитал составил 65% и на 14% вырос принт, что существенно выше рынка. Рост доходов от спецпроектов составил 98%!”
Анна Шашлова поддержала подход, при котором учитываются все составляющие издательского бизнеса. Издательский бизнес прежде всего генерирует контент, который потом распространяется, особым образом упаковываясь на разных носителях. Рост диджитал -рекламы в ИД составил 33%. Доля нативной рекламы и спецпроектов в “Комсомольской правде” продолжает расти и составляет сегодня 49%, более того, доля натива и спецпроектов в принте возросла до 79%.
Анна Брук отметила, что РБК тоже удалось отыграть падение 2022 года, рост в целом по холдингу составил 24%, при этом принтовые продукты, которые развиваются как неотъемлемая часть экосистемы РБК, показали в 2023 году феноменальный рост 32% именно за счет работы с контентом (спецпроекты, нативная реклама, пиар).
Ксения Скорова сказала, что диджитал составляющая в ИД Толока сопоставима с рынком, а пресса показала рост 12%, при этом отметив тенденцию в изменении подачи рекламных материалов с использованием qr-кода или акции на конкретный товар, что позволяет отслеживать рекламодателям эффективность размещенной рекламы, влияние на продажи
Екатерина Бухтиярова отметила, что Forbes ставит задачей возвращение к уровню успешного 2021 года, при этом заметив, что произошли существенные изменения в портфеле ведущих игроков: на лидирующие позиции вышла категория “Недвижимость” с долей 28% взамен ушедших традиционных часов и ювелирных изделий: “Недвижимость - это наш новый люкс!”
Евгения Бородина подчеркнула, что “АиФ”, принадлежащий к крупнейшим ИД, закончил 2023 год с показателем +15%. Средняя аудитория одного номера “АиФ”в городах с населением 100 тыс минус насчитывает 3,7 млн человек (NRS-Россия, Сентябрь 2023-февраль 2024). Несмотря на экономические сложности, аудитория продолжает платить рублем за печатный контент, чем сегодня больше не может похвастаться ни одно СМИ. И это наши рекламодатели понимают и ценят.
Павел Мирошников при этом заметил, что айсберг издательского бизнеса поднимается все выше. Осенью на НРФ издатели показатели впечатляющий рост аудитории после изменения географии исследования Медиаскоп. В этот раз новая методика оценки рынка показала объединенный доход издателей от своих принтовых и диджитал ресурсов. При этом пока еще не учитываются данные по нативной рекламе и спецпроектам, но они уже дают еще по экспертной оценке 10 ведущих ИД 4 млрд. 340 млн. дополнительно, что составляет 17% и в сумме приближает оценку сегмента издательский бизнес к 30 млрд.рублей. Издатели активно работают над методикой и инструментарием верификации этих доходов, и в том числе рассматривают перспективу оценки других направлений своих доходов от коммуникации с читателями и потребителями контента, в частности от проведения мероприятий и ивентов.
Говоря о прогнозах на 2024 года, все издатели были весьма оптимистичны и настроены как минимум повторить результаты 2023 года, а как максимум - еще более увеличить доходы с учетом всех составляющих издательского бизнеса - принта, диджитал и прочих активностей - спецпроектов, нативной рекламы, конференций, мероприятий и пр.