Комиссия СФ РФ создает рабочую группу по печатным СМИ
30.05.2023
Источник: СППИ ГИПП
25 мая состоялось заседание Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ на тему: «Положение печатных СМИ в новой информационной среде: трудности и задачи». На заседание были приглашены руководители федеральных и региональных СМИ, издательских домов, отраслевых общественных организаций, представители министерств и ведомств. Вел заседание сенатор Российской Федерации, председатель Комиссии А. К. Пушков. С основными докладами выступили: главный редактор газеты «Московский комсомолец» П. Н. Гусев, главный редактор «Парламентской газеты» А. В. Коренников, главный редактор АНО «Редакция газеты «Призыв» (Республика Мордовия) А. М. Васькин. В числе участников мероприятия были и. о. Генерального директора ФГБУ «Редакция «Российской газеты» С. Г. Борисова, заместитель Председателя Союза журналистов России А. К. Вишневецкий, заместитель Генерального директора газеты «Комсомольская правда» И. А. Дегтярева, Заместитель директора Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации С. А. Дзюбинская, главный редактор газеты «Коммерсантъ» В. Б. Желонкин, Президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП), Генеральный директор ИД «ИМ Медиа» А. А. Иванов, Руководитель Дирекции по развитию бизнеса «Подписка» АО «Почта России» М. Г. Огай, заместитель Главного редактора газеты «Вечерняя Москва» Ю.А. Тарапата и другие. По итогам прошедшего обсуждения Алексей Пушков, председатель Комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ заявил, что в Совете Федерации создадут рабочую группу, которая выработает предложения, чтобы не допустить исчезновения газет и журналов, и займется разработкой программы поддержки печатных СМИ. На заседании Комиссии обсуждалась в том числе тема драматического сокращения киосковой сети по реализации печатных СМИ в регионах РФ. По этому вопросу СППИ ГИПП уже неоднократно высказывал свою позицию, основанную на конкретных данных проведенного мониторинга обеспеченности регионов Российской Федерации специализированными торговыми объектами по распространению периодической печати в 2022 году. Данные мониторинга основаны на информации, предоставленной по запросу СППИ ГИПП органами исполнительной власти субъектов РФ, в ведении которых находится контроль за объектами, реализующими печатную продукцию. Мониторинг [ https://digital.gov.ru/uploaded/files/analiticheskaya-spravka-po-obespechennosti-regionov-rossijskoj-federatsii.pdf ] показал, что несмотря на разнонаправленный характер изменений в обеспеченности населения НТО «Печать» в различных субъектах РФ, ситуация в целом по стране продолжает ухудшаться. В определенной степени ухудшение ситуации с киосками прессы в стране объясняется объективными причинами, влияющими на сокращение продаваемых тиражей и экономику торговых объектов. Снижение спроса на печатную продукцию связано с ее подорожанием, вызванным значительным ростом цен на полиграфическую бумагу, на расходные материалы для печати и типографские услуги. Конечно, сказывается и растущая «цифровизация» населения, и уход с российского рынка некоторых зарубежных журнальных брендов после начала СВО, и др. Но, к сожалению, к объективным факторам добавляются субъективные, к которым можно отнести не всегда продуманные и оправданные действия местных администраций, нежелание создавать благоприятные условия для такого низкорентабельного, но имеющего важное социальное значение бизнеса, как распространение печатной продукции. В их числе: - принятие администрациями решений о демонтаже киосков прессы в связи с истечением сроков аренды и отказ пролонгировать договоры с распространителями, - требования о демонтаже киосков под предлогом благоустройства городских территорий, зачастую без предоставления равнозначных компенсационных мест, - произвольные, без обсуждения с местным бизнесом и издателями изменения схемы дислокации НТО «Печать», запрет на установку киосков прессы в центральной части города, - требования о реконструкции НТО или об установке в короткие сроки за счет распространителей новых киосков, соответствующих утвержденному дизайн-коду (внешнему виду НТО), - запрет на установку НТО «Печать» на придомовых территориях, как это было, например, в г. Перми, несмотря на отменяющие такие запреты решения Конституционного суда и Федеральной антимонопольной службы, – отказ от проведения конкурсов на право размещения НТО «Печать» с учетом опыта и деловой репутации претендентов в пользу организации аукционов, в которых победителями становятся непрофильные, но финансово состоятельные компании, - установление слишком высокой арендной платы за размещение торгового объекта прессы. Между тем, в стране есть примеры внимательного отношения местных властей к поддержке киосковых сетей прессы, что имеет исключительно большое значение для их развития. Самым эффективным способом поддержки можно назвать реализацию комплексных профильных программ по развитию системы распространения прессы в регионе. По мнению СППИ ГИПП, составными частями такой программы и наиболее эффективными мерами поддержки киосковых сетей прессы могут стать следующие предложения: - введение конкурсов на право реализации продукции в НТО вместо свободных аукционов, как это происходит в Москве, Белгороде, Краснодарском крае, Ростовской области, Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе. Поскольку торговля в НТО «Печать» в большей степени относится к низкорентабельному предпринимательству, распространители прессы не в состоянии конкурировать на открытых аукционах с представителями высокодоходного бизнеса (торговля фастфудом, цветами и др.). Данная мера позволяет закрепить за сферой нестационарной торговли прессы социально значимый статус, что позитивно сказывается на экономике всей системы распространения прессы. - срок действия аренды, зафиксированный в базовом договоре аренды или договоре на право торговли в НТО. Наиболее длительный срок позволяет субъекту максимально эффективно планировать свои действия на рынке распространения прессы. На сегодня в Ростовской, Новгородской, Новосибирской, Сахалинской, Вологодской областях срок аренды составляет 7 и более лет, а, например, в Татарстане максимальный срок аренды – 49 лет. - величина арендной ставки, которая является ключевым показателем, влияющим на эффективность работы НТО. Низкая аренда имеет большое значение ввиду невысокой рентабельности НТО «Печать», осуществляющих прежде всего социальную функцию информирования населения. - финансовая поддержка со стороны местных властей системы распространения прессы, которая может быть выражена в различных субсидиях и льготах для распространения прессы в регионе. Например, введение особого понижающего коэффициента на аренду киоска прессы, совместная с предпринимательским сообществом разработка плана размещения и установки новых торговых объектов прессы или содержание торговых точек за счет регионального бюджета, льготы на размещение новых торговых объектов и субсидии на замену старых киосков прессы на новые модели, - ассортиментный перечень товаров и услуг, разрешенных местными властями к реализации в объекте. В 2022 году не было ограничений по ассортименту в Воронежской области, Чувашской Республике, Республике Хакасия, Магаданской области, Ленинградской области. В Калининградской области и еще в 45 субъектах РФ действовал максимально расширенный ассортиментный перечень, - развитие формата нестационарного павильона по продаже печатной продукции как перспективное направление развития НТО «Печать». Павильоном прессы считается нестационарный торговый объект со специализацией «Печатная продукция», чья площадь составляет до 30 кв. м со входом внутрь. Данный формат позволяет как наиболее полно представить покупателям ассортимент торгового объекта. С учетом вышесказанного СППИ ГИПП выносит на обсуждение рабочей группы, которую планируется сформировать по итогам прошедшей комиссии Совета Федерации следующие предложения в качестве программы действий в регионах по сохранению и развитию киосковых сетей дистрибуции прессы на базе НТО «Печать»: 1. Снять существующие в субъектах РФ ограничения на ассортимент товаров и услуг в НТО «Печать», предоставить киоскам и павильонам прессы самостоятельно формировать свой ассортимент по примеру ряда регионов страны, определив, что в торговых объектах прессы печатная продукция может составлять не менее 50% от общего количества реализуемых в НТО товаров и услуг. 2. Рекомендовать на федеральном уровне для регионов значительно снизить арендные ставки для киосков и павильонов «Печать». 3. Рекомендовать субъектам РФ устанавливать нулевую или максимально льготную арендную ставку для размещения киосков и павильонов прессы в случае их размещения на муниципальной земле. 4. На всей территории РФ не проводить аукционы на право размещения объектов прессы, а проводить исключительно конкурсы на право торговли на 5 – 7 лет с последующей пролонгацией в случае отсутствия серьезных нарушений в работе объекта. 5. Рекомендовать разработку и реализацию собственных, адаптированных под нужды конкретного региона комплексных профильных программ по развитию системы распространения прессы, включая как целевое субсидирование, так и снятие различных ограничений. 6. Применять долевое участие администрации на основе софинансирования или кредитования замены киосков на новые модели 7. Установить мораторий на снос киосков печати до конца 2024 года. Пресс-служба СППИ ГИПП