Господдержка печатных СМИ сохранит спрос на газетную бумагу

Источник: Российская газета

Господдержка печатных СМИ сохранит спрос на газетную бумагу

Печатные СМИ предоставляют своим читателям наиболее выверенную информацию. / Сергей Михеев По данным Росстата, производство газетной бумаги в РФ за минувший год сократилось на 17 процентов и составило чуть более миллиона тонн. А с 2017 года объемы ее выпуска снизились на четверть. Это не только российская, но и мировая тенденция. Предприятия, которые специализировались на выпуске бумаги для газет, переключаются на производство упаковки и др. С советских времен 'газетный' сегмент был одним из самых благополучных в структуре целлюлозно-бумажной промышленности: пресса выходила огромными тиражами. В начале XXI века Россия производила 1,7 миллиона тонн газетной бумаги в год и занимала второе место в мире по ее экспорту. Как отмечают представители ЦБП, белая полоса для отрасли закончилась к 2010-м годам, когда гаджеты стали заменять собой бумажные носители информации. Поначалу мировое потребление газетной бумаги снижалось постепенно: на 7-8 процентов в год. Однако негативную тенденцию усилила пандемия: в 2020-м объемы упали сразу на 20 процентов. Последующие геополитические и экономические сложности привели к тому, что рынок сжался почти в два раза. По данным опроса ВЦИОМ, в начале 2023 года печатную прессу читали только 14 процентов россиян. На вопрос 'почему вы перестали читать газеты?' 29 процентов ответили, что перешли на электронный формат, 18 процентов сослались на подорожание изданий, а еще 11 процентов посетовали на прекращение выхода их любимых изданий. Это болезненно ударило по тем предприятиям ЦБП, для которых газетная бумага была основной продукцией. Диверсификация производства - дело непростое и затратное. Комбинаты переводят часть машин на выпуск упаковочной и офисной бумаги, санитарно-гигиенических изделий, осваивают производство скипидара и т.д. Однако промышленники признаются, что не хотели бы терять рынок газетной бумаги. Ведь возвращаться на него тоже будет нелегко. А ситуация может снова измениться в благоприятную для печатных СМИ сторону. К интернет-информации предъявляется все больше претензий: она не всегда достоверна, ее можно в любой момент заменить или удалить. На этом фоне газетные подшивки представляются более надежным 'хранилищем' информации. 'Социально ответственные печатные СМИ - очень важный информационный инструмент, - отмечает председатель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России Дмитрий Шерих. - Напечатанное не отменишь клавишей сancel, как это с легкостью может сделать интернет-портал. Благодаря опытным редакторам и корректорам печатные СМИ представляют своим читателям наиболее выверенную информацию. Наконец, газетная аудитория отличается высокой степенью лояльности: человек, много лет читающий газеты, доверяет ей больше, чем другим источникам. Но выпускать печатные СМИ становится все сложнее. Комплекс негативных факторов - от подорожания древесины до сокращения производства - привел к росту цен на газетную бумагу. Это может способствовать дальнейшему уменьшению числа офлайн-СМИ. Как отмечает Дмитрий Шерих, бумага, полиграфия, доставка - недешевые составляющие производства. Они постоянно растут в цене и влияют на конечную стоимость газет и журналов. Ситуацию усугубляют трудности с логистикой и распространением. Если прежде газеты доставляли читателям по подписке, то теперь все больше редакций из финансовых соображений переходят на собственное распространение. Однако они не осилят доставку на большие территории, поэтому подписка все равно нужна. Но, как показывает опыт, этот институт может развиваться только при господдержке. Другой источник дохода СМИ - реклама - также не отличается стабильностью. Рекламные бюджеты сокращаются. И дело не только в том, что при малейшей турбулентности компании начинают экономить на статусной рекламе, но и в законодательных ограничениях, которые периодически вводятся в этой сфере. Сейчас, когда каждый день на аудиторию обрушивается море фейков, печатные издания являются одной из опор общественной стабильности За пять лет рынок печатной прессы в РФ, по некоторым оценкам, потерял 20 процентов, или 13 тысяч наименований. Сегодня, по данным источников 'РГ' в полиграфической отрасли, некоторые типографии с тревогой ждут очередного снижения газетных тиражей. Производство газетной бумаги и выпуск печатных СМИ - комплексный процесс, и многие его участники сегодня говорят о необходимости господдержки. Причем промышленники не тянут одеяло на себя. Они полагают, что в этой ситуации надо поддержать печать: тогда газеты сохранят тиражи и бумага будет востребована. Причем это вопрос не только экономики. 'По сути, печатные издания сегодня являются одной из опор общественной стабильности. Каждый день на аудиторию обрушивается море фейков, и газеты помогают своим читателям ориентироваться в происходящем. Именно поэтому господдержка печатных СМИ, нацеленная на сохранение тиражей или их увеличение, так важна сегодня', - полагает Дмитрий Шерих. Помочь можно и таким звеньям 'газетной' цепи, как моногорода, где расположены целлюлозно-бумажные комбинаты, и типографии, полагают представители отрасли. Главное - чтобы работала вся система.