Круглый стол «Подготовка кадров для издательской отрасли: новые задачи в новой реальности»

Источник: 

СППИ ГИПП
Круглый стол «Подготовка кадров для издательской отрасли: новые задачи в новой реальности»

Изображение: Руслан Ибрагимов / СППИ ГИПП

21 ноября в рамках юбилейного XX профессиональный форума издателей «Издательский бизнес / Publishing Expo» состоялся круглый стол «Подготовка кадров для издательской отрасли: новые задачи в новой реальности». Организатором мероприятия выступил СППИ ГИПП при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В ходе круглого стола его участники обсудили актуальные проблемы и задачи, связанные с кадровым обеспечением предприятий издательской индустрии.

Модератором дискуссии выступила Татьяна Иванова, заместитель генерального директора по издательской деятельности ООО «Экономикс Медиа», главный редактор газеты «Экономика и Жизнь». В обсуждении приняли участие Елена Литвинцева, руководитель HR-службы ИД «ИМ-Медиа»; Ирина Сидорова, руководитель проекта «Пресса в образовании» АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва»; Евгений Сазонов, шеф-редактор АО «ИД «Комсомольская правда»; Сергей Смирнов, заместитель декана факультета журналистики МГУ им. Ломоносова по учебно-методической работе; Любовь Петрова, главный редактор журнала «Журналист»; Снежана Сафронова, старший преподаватель кафедры русского языка и издательского дела, ответственная по практике и трудоустройству студентов Российского нового университета; Наталия Прыгина, старший преподаватель кафедры Журналистики и массовых коммуникаций им. Н.Ф. Ненашева Московского политехнического университета.

Татьяна Иванова, открывая мероприятие, отметила, что подготовка кадров – это один из главных и наиболее острых вопросов для всех отраслей экономики. Издательской отрасли также приходится испытывать на себе давление рынка и конкурировать за кадры не только внутри отрасли, а и со смежными отраслями, с трудом удерживать имеющиеся кадры и чудом находить новые.

По мнению Евгения Сазонова, одной из основных проблем является то, что молодые люди зачастую не понимают, куда они приходят, у них оторванное от реальности восприятие того, что такое редакция и какие задачи она решает. Но, пожалуй, самая главная проблема, по его мнению, — это низкий уровень общей образованности молодежи в области истории, культуры, литературы, живописи и т.д. Чтобы журналист состоялся, он должен всю жизнь учиться. И у молодого журналиста должно быть желание работать, а дать ему профессиональные навыки можно и в редакции.

Елена Литвинцева согласилась с Евгением Сазоновым в том, что зачастую наблюдается отрыв молодых журналистов от реальности, на первом месте у них стоит желание заработать. Чувствуется не совсем правильная подготовка в вузах. Вторая проблема — это оторванность индустрии от образования. Если раньше существовал госзаказ, и индустрия вместе с образовательными учреждениями разрабатывала образовательные программы, по которым готовили преподавателей, потом преподаватели готовили специалистов для отрасли, то сейчас этого нет.

Татьяна Иванова заметила, что молодежь очень неоднородна, есть много умных, талантливых, целеустремленных ребят, обладающих широким кругозором и правильно мыслящих, не ставящих материальные блага во главу угла.

Сергей Смирнов считает, что подготовить студента к будущей работе в конкретной области, учитывая меняющиеся требования, например, в связи с развитием новых технологий, практически невозможно. Но для того, чтобы обучение в вузе как-то корреспондировало с происходящим в отрасли, на журфаке МГУ была запущена магистерская программа «Искусственный интеллект и большие данные в медиакоммуникациях». Кроме этого, на журфаке уже есть предметы, связанные с основами программирования, с машинным обучением. Но есть одна проблема на стыке отрасли и образования, носящая юридический характер. Существуют общероссийские классификаторы, в частности ОКСО – классификатор специальностей по образованию, ОКЗ – классификатор занятий и еще несколько других, которые между собой не корреспондируют. Уже началась работа по их синхронизации, но в них вы не найдете, например, такой специальности, как контент-менеджер или СММ-щик. Таким образом система образования живет в рамках правового поля и вуз не может выдать выпускнику диплом контент-менеджера, он просто не будет иметь юридической силы.

Татьяна Иванова согласилась с Сергеем Смирновым в том, что во всех отраслях, в том числе в издательской, происходят быстрые изменения, и издатели сами не знают, какой специалист им может понадобиться через несколько лет. На этот вызов мгновенно реагирует рынок, появилось множество курсов, вебинаров, на которых люди, получившие высшее образование, получают новые знания, так называемое «быстрое» образование. Для такого обучения создаются целые академии, где преподают не ученые, не теоретики, а практики. Но, к сожалению, этого почти нет в издательской отрасли, за исключением может быть, определенной работы в этом направлении профессионального журнала «Журналист». А потребность отрасли в сотрудниках, владеющих новыми специальностями, которым не обучают в вузах, очень велика. И вкладывать в образование должны в том числе и работодатели, ведь доказано, что всего 2% от фонда оплаты труда, вложенные в дополнительное образование сотрудников, повышают производительность труда на 8-9%.

Любовь Петрова рассказала, что у журнала «Журналист» нет недостатка в практикантах, есть возможность пройти практику онлайн. На сайте журнала создана рубрика «Клуб молодого журналиста», своего рода «песочница», куда могут присылать свои материалы школьники и студенты. Для действующих журналистов, которые хотят повысить свою квалификацию, создана площадка «Журналист. Знания», где практики, опытные журналисты проводят вебинары и семинары. Эта площадка также важна и для студентов, которые должны хорошо понимать, где им придется работать и с чем сталкиваться в процессе работы. Сейчас нужны не только журналисты, но и редакторы, рекламщики, SMM-специалисты, нужны дистрибьюторы, важно и SEO-продвижение. И если в федеральных изданиях такие специалисты, как правило, есть, то в региональных СМИ ситуация очень сложная.

Снежана Сафронова сказала, что во многом согласна с выступавшими до нее коллегами, но надо учитывать, что учиться в институт поступают после школы, и весь первый курс уходит на адаптацию, нацеливание ребят на обучение определенной специальности. Что касается практики, то в Мосполитехе она внедрена в процесс обучения и трудоустройства, со второго курса у студентов вторая половина дня свободна от занятий, и они в это время идут на производство. Есть также стажировки, но, к сожалению, здесь нет системы, как правило, они организуются по личной договоренности куратора из института с отраслевыми организациями.

Наталия Прыгина отметила, что во всех вузах сейчас есть цифровые кафедры, которые обязывают студентов проходить дополнительное обучение именно в цифровой сфере. Предлагаются различные курсы, например, цифровой маркетинг или управление цифровыми проектами. Но запросы появляются быстрее, чем вузы успевают на них реагировать, к тому же система образования достаточно консервативна и получение права на обучение по новой программе занимает очень много времени.

Ирина Сидорова рассказала о проекте «Вечерней Москве», направленном на профессиональное обучение школьников. Началось все с проекта «Пресса в образовании» — это газета-вкладка для старших школьников, которая еженедельно распространяется в школах через учителей, объединившихся затем в Клуб учителей. Затем учителя обратились в редакцию с просьбой помочь с медиаобразованием детей и появились медиаклассы. Тем более, что у «Вечерней Москвы» уже был определенный опыт – в 2013 году главный редактор газеты А.И. Куприянов основал Школу юного корреспондента «Новый фейерверк». В этих классах для школьников раз в неделю приходят на занятия, что им потом помогает поступать в профильные вузы. В результате за сезон через редакцию проходят около 500 школьников. Важно, что все это происходит в редакции, где дети могут своими глазами увидеть процесс производства газеты.

В целом дискуссия на круглом столе показала, что несмотря на наличие огромного количества проблем в области подготовки кадров для издательской деятельности при тесном сотрудничестве издателей и профильных образовательных учреждений и при определенной поддержке со стороны государства ситуация может быть исправлена в лучшую сторону.

Пресс-служба СППИ ГИПП