Алексей Вишневецкий: Там, где были газеты, теперь шаурма
16.03.2022
Источник: Лениздат.ру
Заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий в интервью информационному порталу «Лениздат.Ру» затронул, в частности, такие темы, как проблемы региональных газет и нерешенные вопросы в сфере распространения печатной периодики: – Весь прошлый год мы занимались Курганской областью, где районные газеты лишили статуса юридических лиц и силой затолкали в мёртвый издательский дом на правах филиалов. Холдинги местной прессы – это нормальные шаги для оптимизации расходов. Но нужно это делать разумно: консультироваться с редакторами, находить компромиссный вариант. Ситуация в Курганской области была не из приятных. Мы смогли отсрочить срок смерти российских газет, выбить для них приемлемые условия, сменить директора издательского дома на более осведомленного в газетном деле человека. Ещё одна громкая история была с Углегорском, где, скорее всего, по распоряжению мэра была обесточена типография, чтобы не выходила газета. А директора этой газеты незаконно уволили. – Все эти истории касаются отдельных регионов. Есть ли среди них самые проблемные? – Проблем везде хватает. В сфере много нюансов, которые связаны не с ущемлением прав журналистов, а с трудностями, навязываемыми сверху. Нерешаемые проблемы заключаются в том, что Почта России устанавливает такие тарифы, из-за которых люди отказываются от подписки. И такое происходит не потому, что газета плохая. У читателей просто денег нет. Или, например, в городах власти сносят киоски с прессой, ставят на их месте павильоны и повышают цены на аренду – таким образом просто физически выдавливают тех, кто торгует прессой. Там, где были газеты, теперь шаурма. – Как можно спасти печать? – С Почтой России мы уже начали переговоры. Идеально было бы вернуть дотацию на подписку, от которой почта отказалась ещё в 2014 году. Им это было неудобно администрировать (прим. субсидия делала прессу по подписке дешевле, чем в рознице, и покрывала убытки почты – в теории возврат субсидии мог бы увеличить спрос на печать). Есть ещё вариант – Ломоносовская карта (прим. она может быть создана по аналогии с Пушкинской картой, благодаря которой россияне в возрасте от 14 до 22 лет могут бесплатно посещать театры и музеи), которой могли бы пользоваться льготные категории населения. Деньги с этой карты можно было бы тратить как раз на подписку. Такая идея стоит примерно 5 млрд рублей в год. Дотация на подписку, по оценкам главы комитета Госдумы по информполитике Александра Хинштейна, обойдётся государству в 9-10 млрд рублей. В рамках бюджета это не такие колоссальные деньги. Содержание государственных информагентств и телеканалов обходится дороже. Мне кажется, эти 10-15 млрд государство могло бы найти, чтобы выполнить свою функцию по обеспечению граждан информацией. – Но эти проблемы не распространяются на интернет-журналистику. – Да, она есть в Петербурге и Москве. Но в регионах нет стопроцентного охвата интернет-журналистикой. Это всё фантазии «внутрисадового» кольца. – Раз уж мы говорим о печати и интернет-журналистике, как вы думаете, что будет через 10 лет? Умрёт ли газета? – То же самое будет. Когда мне говорят о том, что 20-летние ничего кроме смартфона не видят, газет не читают, а информацию потребляют только в Тиктоке, я в таких случаях отвечаю: 20-летние неизбежно станут 50-летними. С возрастом у людей портится зрение, им хочется сидеть на диване, видео смотреть на большом экране, а текст читать крупный.