В Подмосковье под разными предлогами демонтируют точки по продаже печати

Источник: 

Комсомольская правда
В Подмосковье под разными предлогами демонтируют точки по продаже печати

Изображение: Михаил Фролов

Жители бывшего военного городка Клин-5, что сегодня в границах Клина, недавно собирали подписи к губернатору. Просили не трогать газетный киоск на улице Маяковского, ведь местная администрация собралась его сносить.

Только направили обращение в администрацию области, как у павильончика нарисовался десант из чиновников и рабочих. Первые стращали киоскера, мол, пару часов на сборы товара и уходите. А иначе все заберем вместе с ларьком и будете потом сами перед владельцами отвечать. Вторые в итоге погрузили киоск и увезли.

Проблемы у нестационарных торговых объектов (НТО, проще говоря киосков) в Подмосковье начались еще минувшей весной. В регионе наконец-то начали убирать неказистые и часто нелегальные прилавки с шаурмой, овощные палатки, где торгуют мигранты. Но почему-то под раздачу с ними попали и цивилизованные точки с прессой.

На откуп это отдали Минсельхозу, вероятно, потому, что при нем работает управление торговли.

Две недели назад операторы прессы наконец провели совещание с региональными чиновниками, которого давно добивались. Дабы наконец прояснить, что происходит.

— Нам прямо сказали: нестационарная торговля Подмосковью не нужна. Прессу убивают, — эмоционально рассказывает представитель оператора киосков «Газетта» Александр Минин.

Среди своих аргументов чиновники называют якобы переход на дизайн-код и благоустройство. Киоскеры и не отказываются, а напротив — сами предложили заменить старые торговые точки на новые. Причем купить их за свой счет — у Мосгорпечати. Это столичное ведомство после реформы киосковой торговли стало управлять всеми НТО и разработало единообразные киоски («Печать», «Мороженое» и др., которые сегодня стоят по городу).

— Главное, что кисок нужно менять бесшовно: убрали старый и тут же новый на его место. Потому что в нашем бизнесе есть важная закономерность: если демонтировать торговый объект на пару месяцев, а затем вернуть, то он больше не будет рентабельным. Покупатель просто забывает к нему дорогу. И вообще вопрос рентабельности в нашем деле — очень сложный. Серьезных доходов в торговле прессой нет, — продолжает Александр Минин.

Делятся операторы и другими странностями. Например, в Ступино пару лет назад поставили новые киоски. Власти и местная пресса хвалили, дескать: «Так и должны выглядеть опрятные киоски — не чета шанхаю из торговых палаток». Сегодня эти образцовые точки вдруг стали неугодны.

— Мы говорим: «Давайте оставим хотя бы киоски, которые всех устраивают». Ответ: «Нет, сначала все зачистим, а потом будем думать, что делать и возвращать ли киоски». Зачистку хотят закончить в ноябре этого года.

Представитель киоскерного оператора рассказывает, что на совещании со стороны чиновников прозвучала неоднозначная идея. Те хотят объединить продажу прессы и хлебные. Но не в киоске, а в павильоне с дверью.

— При этом непонятно, кто будет газетами заниматься: нам позволят или хлебокомбинаты теперь еще и прессу распространять будут?

Раньше за НТО отвечали местные муниципалитеты — администрация условных Одинцова или Реутова. Они через торги разыгрывали землю под киоски, следили за торговлей и от областной администрации никто в этом не вмешивался.

— Теперь власти региона хотят заниматься киосками. Но они почему-то называют НТО — элементами благоустройства. Но ведь это не лавочка, не сквер. Это критически важный объект торговли. Пожилые люди покупают прессу, люди среднего возраста — журналы. Вспомните пандемию: многие боялись в магазины заходить и принципиально закупались только в киосках. И мы понимаем свою социальную ответственность: маски, антисептики продавали. Парадокс еще и в том, что чиновники любят рассказывать электорату о своих заслугах — через прессу. А теперь как люди узнают о том, как власти о них заботятся, если прессу не купить?

Сюра ситуации добавляет и ворох предлогов, под которыми в Подмосковье убирают киоски печати. В одном месте подают в суд, в другом — отказываются продлевать договоры аренды земли. В третьем «неожиданно» рядом с киоском появляются газовая труба или дерево, которые по вдруг всплывшим нормативам оказываются несовместимым соседством. Если у земли есть собственник, на которой стоит киоск, то к нему приходят ревизоры всевозможных инстанций и начинают с проверку с пристрастием.

Минсельхоз обещал киоскерам провести еще одну встречу. Но пока ее не назначают, а число киосков печати редеет на глазах. Представители индустрии недоумевают: происходящее идет вразрез поручениям президента о развитии киосков печатной продукции и нормативам Правительства РФ по числу киосков на душу населения.

«Комсомольская правда» обратилась за комментарием к чиновникам Подмосковья, будет следить за развитием ситуации.