«Тещину языку» предложили шаурму

Источник: Коммерсантъ

«Тещину языку» предложили шаурму

Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) просит ОАО РЖД остановить процесс перепрофилирования киосков на вокзалах и железнодорожных станциях. Издатели утверждают, что договоры с распространителями прессы досрочно разрываются или же их просят перейти на торговлю фастфудом. Точки продаж на станциях значимы для прессы в сегменте массмаркета и отличаются высокой маржинальностью. В ОАО РЖД уверяют, что решения о массовой смене профиля торговых объектов на станциях не принималось и готовы к диалогу с издателями. “Ъ” ознакомился с письмом Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) гендиректору ОАО РЖД Олегу Белозерову от 4 июля. В нем говорится, что на железнодорожных станциях идет перепрофилирование киосков с печатными изданиями в результате расторжения договоров с распространителями прессы. В СППИ ГИПП подтвердили подлинность письма, добавив, что пока не получили ответа. Письмо на ту же тему в РЖД, по данным “Ъ”, 18 июля направила Торгово-промышленная палата (ТПП). Там подтвердили, что поддержали обращение СППИ ГИПП. Издатели со ссылкой на дистрибуторов прессы пишут, что ООО «АРП 'Гудок'» досрочно расторгает договоры аренды киосков, расположенных на железнодорожных станциях и прилегающих территориях. АРП «Гудок» – управляющая компания сети распространения печатной продукции на объектах ОАО РЖД. В уведомлениях АРП сообщает, что основной причиной досрочного расторжения стало решение в несколько раз повысить арендную плату. В СППИ ГИПП утверждают, что нарушений со стороны арендаторов, которые «могли бы стать причиной ликвидации торгового объекта прессы», нет. Но им предлагается перейти на более доходную торговлю шаурмой и прочим фастфудом. «Руководство АРП 'Гудок' фактически создает условия для полной ликвидации торговых объектов прессы, которые осуществляют важнейшую социально-политическую функцию», – говорится в письме СППИ ГИПП. Требования о смене ассортимента поступили от АРП «Гудок» во все киоски Москвы и Московской области, их получают участники рынка в Перми и Екатеринбурге, уточнил “Ъ” вице-президент СППИ ГИПП Александр Оськин. Союз издателей просит железнодорожную монополию ввести «льготное ценообразование арендной платы» для киосков со специализацией «Печать» и «дать поручения соответствующим ведомствам о развитии данного направления в структуре РЖД». В ОАО РЖД говорят, что пока не получили обращение СППИ ГИПП. «При поступлении в компанию предложений по организации сети распространения печатной продукции они будут рассмотрены в установленном порядке»,— пояснили в пресс-службе монополии. Там подчеркнули, что АРП «Гудок» не входит в структуру ОАО РЖД, выступая лишь одним из его арендаторов. «Решения о массовой смене профиля торговых объектов на железнодорожных станциях и прилегающих к ним территориях компанией не принималось», – заверили в монополии. Гендиректор АРП «Гудок» Руфат Юсуфов утверждает, что компания расторгает договоры с «теми, кто торгует не только прессой, но и непрофильными товарами – например, одеждой и другим ширпотребом, это меньше 1% арендаторов». Точки продаж на железнодорожных станциях значимы для всех печатных изданий в сегменте массмаркета – это кроссворды, журналы о звездах, а также «общеполитические издания», говорит гендиректор холдинга «ИМ-Медиа» (выпускает «Тайны звезд», «Оракул», «Тещин язык» и другие) Алексей Иванов. «Это точки с большой проходимостью. Придя на платформу или вокзал и не обнаружив киоска, пассажиры, скорее всего, не будут искать другую точку продажи: они просто не купят прессу», – поясняет господин Иванов. Киоски на станциях, по его словам, ценны для издателей также в связи с высокой маржинальностью и низким процентом ремиссии (непроданной части тиража). «Это пункты продажи прессы с заведомо большей проходимостью, чем в городских киосках, поэтому их сохранить особенно важно. 'АиФ' в таких киосках, например, продается примерно на 20–30% тиража больше, чем в точках города. Естественное падение тиражей в этих точках происходит медленнее, чем в городе, опять же в связи с хорошей проходимостью», – подтверждает гендиректор ИД «Аргументы и факты» Руслан Новиков. В то же время, уточняет топ-менеджер, их доля в тираже незначительна просто потому, что «самих железнодорожных киосков очень мало». Валерия Лебедева