Ситуацию с киосками в Екатеринбурге обсудил общественный совет при УФАС

Источник: 

Российская газета
Ситуацию с киосками в Екатеринбурге обсудил общественный совет при УФАС

Изображение: rawpixel.com на Freepik

Эмоциональный шум вокруг поправок к правилам размещения нестационарных торговых объектов (НТО), принятых властями Екатеринбурга, уступает место анализу ситуации: горячую тему детально обсудили на Общественном совете при Свердловском УФАС. 

Напомним: сеть НТО в Екатеринбурге сокращается год от года. В администрации города говорят о необходимости упорядочения этого формата торговли, бизнес - о стремлении мэрии свести на нет уличную торговлю в мегаполисе. В числе новых мер: вынос киосков и павильонов из центра, запрет передачи прав по договору, а также новая формула платы за размещение НТО, в которую, например, впервые включили коэффициент территориальной зоны, - чем ближе к центру города или к остановке общественного транспорта, тем он выше. Плюс ряд категорий НТО, например киоски по продаже лотерейных билетов, лишили прежних преференций. Все эти новшества тревожат бизнес-объединения.

- Все ограничения влияют на решение открыть свое дело и последующий успех, особенно ограничения в сфере конкуренции. Ничто так не останавливает, как несправедливость. Это бьет по рукам, отбивает охоту заниматься своим делом, - подчеркнул председатель Общественного совета при УФАС Сергей Мазуркевич.

Бизнес-омбудсмен региона Елена Артюх держит руку на пульсе уральского микробизнеса и прекрасно знает, как лихорадит сферу НТО после каждой попытки закрутить гайки.

- Сегодня в Свердловской области более 5 тысяч легальных НТО. Зачастую это семейный бизнес, и его закрытие может затронуть всех членов семьи. Очередное госрегулирование - и предприниматели снова "на нервах". Я за прозрачность в этой сфере, но с начала 2024 года жалоб от владельцев НТО поступило больше, чем за весь прошлый год. Договоры на размещение киосков у многих собственников истекают в 2024-2025 годах, не исключаю очередного витка конфликтов, - констатирует она.

По мнению Артюх, спорные моменты есть и в федеральном, и в местном регулировании. С учетом общероссийских трендов из новой схемы размещения НТО исчез весь общепит, а также бытовые услуги, продажа лотерейных билетов. Как быть предпринимателям? Если люди платят деньги за услугу, выходит, она нужна. К тому же финансовые возможности у жителей разные: одни могут себе позволить не спеша выпить кофе в комфортной стационарной кофейне, другим дешевле и быстрее купить его в бумажном стаканчике в уличном павильоне. Власти должны учесть запросы всех потребителей, подчеркивает правозащитник. 

Предприниматели часто сетуют на утрату с 1 января 2024 года права сменить специализацию своего павильона. Нужно было оставить эту норму хотя бы до истечения срока договора, считает бизнес-омбудсмен.

Еще один важный вопрос - продление договоров размещения без торгов. На федеральном уровне рекомендован семилетний срок, но право его устанавливать отдано регионам. И если 94 процента российских регионов проголосовали за семь лет, то в Свердловской области - всего за два.

- Продления договоров без торгов на два года мало, нужно не менее десяти лет, чтобы вернуть вложенное, нельзя постоянно менять правила игры, - уверен президент Торгово-промышленной палаты Нижнего Тагила Борис Соколов.

Эксперты считают, что необходима выверенная стратегия развития НТО: по словам Сергея Мазуркевича, для ее разработки нужно установить, где не хватает киосков и павильонов, а где их избыток, вычислить нужную концентрацию точек уличной торговли. Но для разработки такого документа требуется продуктивное взаимодействие властей, надзорных органов и самого бизнеса. Пока же стороны плохо слышат друг друга.

Прямая речь

Сергей Волков, заместитель руководителя Свердловского УФАС:

Закон о торговой деятельности запрещает принимать акты, решения, предусматривающие дискриминацию в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры, включая земельную. При рассмотрении обращений ведомством установлено отсутствие ставки в формуле расчета размера ежегодной платы за размещение НТО. То есть, в отличие от арендатора, оплачивающего за год 13 процентов от кадастровой стоимости, владелец НТО за тот же период платит 100 процентов, чем и допускается ухудшение его положения.