Знакомство с жюри конкурса «Волшебное слово»

Источник: СППИ ГИПП

Знакомство с жюри конкурса «Волшебное слово»

Тимофей Трефилов – фотохудожник, художник-постановщик, актер – ответил на вопросы организаторов Всероссийского конкурса детских СМИ «Волшебное слово».  СППИ ГИПП: Тимофей, в 2020-м году, когда вы в первый раз оценивали работы наших конкурсантов, мы представляли вас как художественного руководителя проекта «Фотокросс», руководителя образовательной программы «Фотокросс: Россия в детском объективе» (фотосмена в «Орленке»), художника широкого профиля, фотографа. Недавно узнали, что вы работали художником-постановщиком на съемках фильма «Озеро детства». В чем заключается работа художника-постановщика кино? Зрители в первую очередь обращают внимание на сюжет фильма, на игру актеров. Как оценить работу художника-постановщика человеку несведущему, обычному зрителю? На что обратить внимание? Тимофей Трефилов: То как вы меня представляли в 2020-м не сильно изменилось:)). Просто художник-постановщик, как и другие ипостаси меня как художника, скрывались за «художник широкого профиля». В тот момент шла работа над художественным фильмом «Мятный пряник» в котором я так же выступил в качестве «худпоста» (так на профессиональном жаргоне называют художника-постановщика). За прошлый год на кинофестивалях фильм собрал 12 наград, в основном это призы зрительских симпатий. Картина выходит на «широкий экран» этим летом. А уже осенью можно будет увидеть в кинотеатрах страны и «Озеро детства». Режиссер обеих кинокартин Андрей Карасов. Над фильмом работает довольно большая команда. И в этой команде художнику-постановщику отводится роль создателя пространства, визуального ряда, художественного образа фильма. Удачное решение помогает и существованию в пространстве актеру, и находкам оператора-постановщика в композиции кадра и движении камеры. Ну и самое главное влияет на погружение зрителя в мир экранного произведения. Тут важно и цветовое решение, и свет, и работа с формой, и детали найденного реквизита. Под началом художника-постановщика трудится коллектив, состоящий из художников-декораторов, декораторов, бутафоров, реквизиторов, художников по костюмам и гриму, постановщиков декораций, плотников В работе художника кино очень много деталей и осветить их в рамках короткого интервью практически невозможно. Этому люди годами учатся. И в свое время я получил свое образование именно на кафедре мастерства художника-постановщика Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ныне «Институт кино и телевидения (ГИТР)»). СППИ ГИПП: 2023-й год назван Годом наставника и педагога. У вас уже очень большой опыт работы с детьми, с подростками. Изменились ли дети за годы вашей работы? Сейчас модно быть блогерами, а это значит, что умение правильно и красиво снимать фото и видео очень актуально. Дети сейчас больше мотивированы, чем в то время, когда вы только начинали работу с ними? И вообще, легко ли работать с детьми, c подростками? Есть ли среди ваших учеников те, что стали профессиональными фотографами, видеографами, художниками...? Или просто те, с которыми, возможно, вы продолжаете общаться? Что значит наставник в жизни любого человека? Тимофей Трефилов: Не могу утверждать, что дети изменились. Скорее изменились средства общения, коммуникации и скорости обмена информацией. Вместо того чтоб крикнуть в окно и позвать гулять, теперь используется программа для мгновенного обмена сообщениями. Все чаще вместо карандаша и бумаги для рисования используют графический редактор, и письма уже почти не отправляют в конвертах. А потребности все те же, и необходимость соответствовать своему времени тоже. Для себя я давно определил, что в первую очередь я буду учить учиться. Почти все дисциплины, которые я когда-либо преподавал, тесно связаны с быстро развивающимися технологиями и, если постоянно не совершенствоваться, то можно сильно отстать от прогресса. Если научить своего ученика учиться, то можно быть спокойным, даже если меня не будет с ним рядом, когда он столкнется с необходимостью получить новые знания, умения и навыки. Я сторонник индивидуального подхода и, что касается мотивации, то если ее изначально нет, то всегда можно ее найти и замотивировать. Просто кому-то нужна цель, а кому-то важен процесс. И если одному ученику достаточно подсказать нужную книжку, то другому нужно постоянно «показывать фокусы». Мне очень нравится уже устаревший и малоупотребимый термин «кунштюк». В свое время меня с ним познакомил мой учитель Владимир Лыков. Пожалуй, именно он главный наставник в моей жизни. Что же касается моих учеников, то за многими я наблюдаю в социальных сетях, а за иных радуюсь, когда встречаю знакомые имена в титрах. Я люблю читать титры и всегда досиживаю в кинотеатре до самых последних кадров. Там часто находятся ответы на вопросы, возникшие во время просмотра фильма. Среди моих учеников встречаются и мои учителя. Так мой преподаватель по пластической анатомии Светлана Прибора стала моей ученицей по компьютерной графике. Есть и те ученики, которым я доверил учить других, пригласив их под своим руководством работать в те же учебные заведения и образовательные СППИ ГИПП: Во время оценивания изданий, присланных на конкурс «Волшебное слово», вы как художник могли отличить оригинальные работы художников от скачанных из интернета картинок, заимствований? За что вы ставили конкурсантам высокие оценки и за что их снижали? Какие ваши собственные критерии оценки работы художников, дизайнеров, верстальщиков, редакторов изданий? Тимофей Трефилов: Любые оценки достаточно субъективны и работы конкурсантов в первую очередь воспринимаются на уровне «нравится – не нравится». Потом начинаешь примерять профессиональные критерии, оправдывая свое первое впечатление. Так как мой мозг «испорчен фотокроссом», то для меня часто основным критерием становится оригинальность прочтения темы, но притом это должно оставаться в рамках канонов веками выработанных поколениями художников, оформителей, фотографов, верстальщиков, и не только из области издательской деятельности. СППИ ГИПП: Что пожелаете нашим конкурсантам, какие советы им дадите? Тимофей Трефилов: Буду в этом вопросе достаточно краток и пожелаю удачи! А тем, кому не повезет в этот раз – совершенствоваться и побед в новых конкурсах! И конечно же любви своих читателей и к своим читателям!