Интеграция новых территорий

Дата проведения: 20 октября 2023 10:00–19:00

Конференция по интеграции печатных СМИ новых российских территорий

Интеграция новых территорий

Организатором встречи стал СППИ ГИПП при поддержке Минцифры РФ и правительства области в тесном сотрудничестве с медиахолдингом РИА «Воронеж»

Форум по интеграции печатных СМИ новых российских территорий в отечественную издательскую отрасль прошел в Воронеже в пятницу, 20 октября. Организатором встречи стал Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и правительства области в тесном сотрудничестве с медиахолдингом РИА «Воронеж».

Воронеж – лидер по распространению печатных СМИ

Главными участниками форума стали представители медиасферы новых регионов России – Луганской и Донецкой Народных Республик, а также Запорожской области (гости из Херсонской области приехать на форум не смогли). Основной площадкой для общения участников и проведения практических семинаров был выбран отель «Мариотт».

Форум начался с конференции, которую открыл заместитель губернатора Воронежской области Дмитрий Маслов. Он признался, что для Воронежа большая честь стать площадкой для такого важного мероприятия, но при этом и высокая ответственность, ведь на форуме будут обсуждаться актуальные темы, которые носят особенно острый характер для медиасферы ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей.

– Будут затронуты идеологические вопросы, но, я думаю, наибольшую ценность представят практические семинары. На новых территориях много проблем с печатными СМИ, в том числе связанных с отсутствием технической материальной базы, опыта работы с подпиской. Желаю, чтобы по итогам мероприятий вы уехали отсюда с хорошим настроением и новым опытом, который вы примените у себя дома, – обратился Дмитрий Маслов к гостям из новых регионов России.

Президент Союза предприятий печатной индустрии Алексей Иванов отметил, что основная задача организации – интеграция: Союз оказывает всестороннюю поддержку российским издателям, и представители медиасферы присоединенных территорий так же могут рассчитывать на помощь.

– Мы неслучайно встретились в Воронеже: дело не только в логистическом удобстве. Воронеж впереди всей России как регион, в котором распространению прессы уделяют наибольшее внимание. Наша организация ежегодно составляет рейтинг руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ, и Воронежская область в этом году заняла первое место, – сообщил Алексей Иванов и через Дмитрия Маслова передал губернатору Александру Гусеву диплом победителя.

«Информация – это самое главное»

На открытии форума также выступили представители медиасферы новых территорий России. Заместитель генерального директора Республиканского медиахолдинга Донецкой Народной Республики Наталья Хрусталева выразила благодарность директору РИА «Воронеж» Наталье Филь и ее команде за теплый прием и готовность оказать поддержку. Наталья Хрусталева рассказала, что пока в госхолдинг ДНР входят 24 печатных издания, но сейчас компания в состоянии реорганизации, и к ней будут добавлены еще три телекомпании, шесть радиостанций и электронное СМИ.

– Мы выпускаем газету «Боевое знамя Донбасса», которая уходит сразу на передовую. Последний тираж составил 10 тыс. экземпляров. Это единственный достойный источник информации для наших бойцов, у которых нет ни радио, ни телефонов. Мы делаем все, чтобы печатные газеты жили и процветали, – рассказала Наталья Хрусталева.

Делегацию журналистов из ЛНР возглавил начальник отдела информации редакционно-издательского управления ГУП «Луганьмедиа» Вадим Гусев. Он рассказал, что на конференцию в Воронеж прибыли представители государственной телерадиовещательной компании, регионального медиахолдинга, в который входят 26 печатных периодических изданий, две радиостанции и шесть телеканалов, а также приехали представители прифронтовой газеты «Казачий вестник» и сетевых СМИ.

– После начала СВО мы запустили на новых территориях 15 новых газет, стали бороться за умы людей, которые восемь лет поддавались украинской пропаганде. С этим очень трудно справиться, но, я думаю, у нас неплохо получается, идем в нужном направлении. А так как мы восемь лет были в изоляции, нам немножко не хватает опыта. Хотелось бы перенять его у вас и поделиться им со своими коллегами в Луганске, – сказал Вадим Гусев.

Анна Москалец, заместитель директора департамента социально-политических коммуникаций, информационной политики ВГА Запорожской области, отметила, что регион, как и Херсонская область, вошел в состав Российской Федерации ментально гораздо позже Донецкой и Луганской Народных Республик, поэтому на этих территориях есть свои особенности.

– У нас нет такого количества изданий, как в Луганске и Донецке. Есть две областные газеты «Запорожский вестник» и «Запорожская правда» и три муниципальные газеты, пока еще не зарегистрированные, пытающиеся издаваться своими силами, чтобы доносить информацию до людей. Подписок, точек продаж, киосков с газетами по области пока нет. Наши две областные газеты раздаются бесплатно и расходятся как горячие пирожки. Только попав в такую ситуацию, сравнив жизнь на мирной территории и здесь, понимаешь, какой огромный перечень задач решают печатные издания и насколько важно их сохранить. У людей часто нет интернета и связи. Информация – это самое главное, она необходима нашим жителям для понимания мира и себя в этом мире, – сказала Анна Москалец.

Приоритеты и поддержка

Президент Союза предприятий печатной индустрии Алексей Иванов выступил с докладом о работе Союза по решению задач и продвижению интересов российских издателей. Он рассказал, что для организации важно объединить под своим крылом как можно большее число редакций, так как индустрию спасает единство. В своем выступлении Алексей Иванов еще раз подчеркнул, что в Воронеже хорошая ситуация с распространением печатных СМИ, отметив, что в целом по России дела с этим вопросом обстоят не лучшим образом, особенно на новых территориях страны. Одна из приоритетных задач на сегодня – сохранение газетных киосков. Алексей Иванов также добавил, что печатные издания по подписке получают порядка 9 млн россиян, у которых нет доступа к киоскам и супермаркетам.

Из других направлений работы СППИ (ГИПП) Алексей Иванов назвал сдерживание роста цен на бумагу (особенно после начала спецоперации), сотрудничество с рекламодателями.

О помощи печатным СМИ подробно рассказала заместитель директора департамента господдержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры РФ Светлана Дзюбинская.

content-img201

– Наша задача – продумать, как грамотно выстроить нашу информационную политику, чтобы сохранить газеты. Все быстро меняется, мы должны быть начеку, пробовать, экспериментировать, использовать диджитал-ресурсы и попытаться их монетизировать, привлекать рекламодателей, – сказала Светлана Дзюбинская.

О поддержке распространителей печатных СМИ в НТО рассказала заместитель главы администрации Воронежа Людмила Бородина. По ее словам, в 2022 году в Воронежской области работало 275 киосков, из них 199 – на территории областного центра. Вскоре в городе должно появиться пять новых объектов, кроме того, рассматривается предложение по открытию еще 25 точек продажи прессы.

Передовой опыт

Опытом развития печатных СМИ поделилась директор государственного медиахолдинга РИА «Воронеж» Наталья Филь.

– В наше предприятие входят 70 СМИ – два сетевых издания (сайт РИА «Воронеж» и «Воронеж многонациональный») и 68 газет, в том числе областная газета «Воронежский курьер» и городская «Семерочка», которая раздается бесплатно. Разовый тираж газет составляет 270 тыс. Безусловно, у нас есть поддержка от правительства области, это открытая цифра – 200 млн в год, что составляет 40% от доходов нашей организации. Область также финансирует социальные выпуски районных газет. На общественных началах мы выпускаем газету «Твоя Zемля», которая распространяется среди воронежских бойцов, участвующих в СВО. Она выходит ежемесячно тиражом 2 тыс. экземпляров. Кроме того, мы печатаем тиражи для наших подшефных районов за деньги холдинга: каждую неделю отправляем в ЛНР «Новопсковский вестник» тиражом 5 тыс. экземпляров, – рассказала Наталья Филь.

Директор медиахолдинга также отметила, что сайт РИА «Воронеж» ежегодно набирает 30 млн просмотров, а среднемесячный охват всех соцсетей холдинга составляет около 1,8 млн.

В рамках форума также состоялись церемония открытия новых павильонов «Пресса», практический семинар для издателей и сотрудников редакций на новых территориях от секретаря Союза журналистов России Владимира Касютина и редактора ИП «Комсомольская правда» Ольги Суховой, а также выступление руководителя отдела дизайна и корректуры РИА «Воронеж» Антуана Колупаева и другие мероприятия.

Техническим оператором проведения конференции выступило ПАО «Ростелеком» – крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений, который присутствует во всех сегментах рынка и охватывает миллионы домохозяйств, государственных и частных организаций. «Ростелеком» является лидером рынка телекоммуникационных услуг для органов государственной власти России и корпоративных пользователей всех уровней. Компания – признанный технологический лидер в инновационных решениях в области электронного правительства, кибербезопасности, дата-центров и облачных вычислений, биометрии, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг.

 Текст – Инна Шульгина, фото – Михаил Кирьянов