Назад

Зимбабве и WhatsApp

Зимбабве и WhatsApp

Найджел Мугаму создал 263Chat в сентябре 2012 года с целью расширить доступ к информации и стимулировать открытое обсуждение общественных проблем в Зимбабве. Уже к 2013 году WhatsApp стал одной из платформ, на которых распространяется издание. «В стране с нездоровой политической атмосферой, раскалывающей общество на враждующие лагеря, диалог особенно важен», – говорит Мугаму.

Основной доход 263Chat поступает от рекламы, и за счет этого изданию удается публиковать бесплатный контент для аудитории из более 35 000 подписчиков, подчеркивает Мугаму. По профессии он бухгалтер, и к решению распространять информацию через WhatsApp его подтолкнуло наблюдение за тем, как жители Зимбабве пользуются интернетом.

«Для многих людей интернет начинается и заканчивается в WhatsApp, – говорит он и поясняет, что смартфоны мало кому нужны сами по себе, скорее речь идет о спросе на девайсы, поддерживающие WhatsApp. – И мы поняли, что стоит попробовать охватить эту группу пользователей». По словам Мугаму, попытка оказалась удачной.

WhatsApp открыл изданию доступ к новой аудитории. «Допустим, молодой человек мало интересуется политикой и новостями, но у него есть смартфон – и вот он уже читает новости по дороге домой в такси, потому что электронная газета стала доступна прямо в приложении, в закрытой группе», – объясняет Мугаму. Он уверен, что стратегия оказалась успешной не в последнюю очередь потому, что сотрудники издания воспринимали молодежь как отдельную демографическую категорию. В Африке молодые люди составляют более 60% населения, и среди них есть довольно ощутимый спрос на актуальную информацию. В отличие от аудитории, привыкшей к традиционному печатному формату, они хотят узнавать свежие новости в тот же день. «Бумажные газеты отличаются тем, что утренние новости – это новости вчерашнего дня», – говорит Мугаму.

Группы в WhatsApp идеально подошли для 263Chat в качестве платформы дистрибуции еще и потому, что молодежь общается именно там: «В WhatsApp легко найти сообщество по интересам, будь это музыка, искусство или даже скейтбординг».

К 2017 году особенно остро встала проблема дезинформации, и для борьбы с ней формат мессенджера тоже оказался подходящим.

Надежда на рекламу

В 263Chat, как и в любом другом издании, есть реклама. По словам Мугаму, приоритетная стратегия – это увеличение доходов от рекламы, которые начинают поступать, когда пользователь пересылает публикации друзьям. В среднем каждой статьей делятся по два-три раза. «Если происходит что-то интересное, об этом, скорее всего, расскажут в семье, прихожанам в церкви или в группе мессенджера», – говорит он.

С ростом числа подписчиков изданию приходится все больше внимания уделять поддержанию жизнеспособности своей модели получения дохода и следить, чтобы просмотр материалов оставался приватным. Что будет, если рекламная прибыль перестанет поступать? Мугаму отвечает, что ввиду тяжелой экономической ситуации мало кто в Зимбабве может позволить себе платную подписку. 263Chat вынужден рассматривать и другие способы сотрудничества с рекламодателями, и в будущем поиск идей для извлечения дохода будет продолжаться: «Многие привыкли к тому, что за печатное издание надо платить, а в онлайн все бесплатно. Но мы сосредоточены на росте, и потому не устаем напоминать аудитории, что наш бренд заслуживает доверия».

Мугаму утверждает, что сейчас крупные компании предпочитают размещать рекламу не в печати, а онлайн. Преимущество состоит в генерировании трафика и более активном взаимодействии с пользователем. «Определенные перемены произойдут, но не думаю, что рекламный источник дохода окончательно иссякнет. Если люди привыкли давать рекламу в печать, они перейдут и в онлайн – это дешевле, легче и позволяет вести статистику», – отмечает он.

Когда стабильности нет

Будучи инноватором в мире новостей, 263Chat не прекращает поиск новых путей распространения контента. «Сейчас мейнстримовые медиа рассылают новости по СМС – это платный, но недорогой сервис, около 12 центов за сообщение. Они приходят несколько раз в день, так что в неделю набирается сумма от 88 центов до одного доллара», – говорит Мугаму.

Но сокращающийся рекламный доход – не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться изданию. В Зимбабве государство оказывает давление на СМИ, и угроза преследований вполне реальна: в январе 2019 года правительство ограничило доступ к интернету с целью подавить массовые протесты, вызванные резким скачком цен на топливо.

«Мы были буквально парализованы, – рассказывает Мугаму. – В период выборов или если наступает какой-то национальный кризис, люди всегда обращаются к нам – репутация издания формировалась не один год».

Государственные ограничения вступают в силу обычно как раз тогда, когда людям больше всего нужен доступ к новостям и информации.

Мугаму говорит, что подготовиться к отключениям практически невозможно, но для борьбы с ними компания ищет партнеров в соседних странах, например, в ЮАР. «В Зимбабве постоянно приходится преодолевать различные запреты, и от этого сильно устаешь, но такова реальность», – добавляет он.

Ситуация в стране нестабильна, и 263Chat будет продолжать искать новые пути и технологии распространения, чтобы оставаться актуальным и доступным для аудитории – как для подписчиков, так и для потенциальных читателей.

Тебого Гантса, frayintermedia.com / WAN-IFRA

Иллюстрация: 263Chat

Элемент 96770 не найден.

Читайте также

все новости