Назад

Журналы как хобби. В России формируется рынок коллекционных изданий

Partwork - коллекционное издание, выходящее с периодичностью два-четыре раза в месяц. Издание обычно посвящено одной теме (например, кулинария, комнатные растения, художники и т. п.). Partwork не содержат рекламы и имеют ограниченный срок существования - год-два, пока тема не будет исчерпана. На Западе этот рынок оценивается в несколько миллиардов долларов.

В России partwork появились в начале 2003 года - на рынок вышло британское издательство Marshall Cavendish с еженедельными выпусками энциклопедии «Древо познания». Следом появились проекты ИД «NG-Премьер» («Узнай свою судьбу», «Волшебный клубок», «На рыбалку», «Комнатные растения»), а также английских издательств De Agostini («Художественная галерея») и Fabbri Publishing («Открой мир с Волли»), работающих через ИД «Бурда». Сейчас участники рынка оценивают этот сегмент в $20 млн. Но, по оценкам самих издателей, уже в 2005–2006 годах объем продаж partwork может достигнуть $90–100 млн.

В России partwork стоит в среднем 30 рублей, что существенно ниже, чем, например, в Европе (около $10). Прибыль достигается за счет тиражей, минимальный из которых составляет десятки, а максимальный - сотни тысяч экземпляров. В начале запускается несколько номеров, первые выпуски находятся в продаже одновременно. Затем периодичность сокращается до нескольких месяцев. «Со временем количество собирающих уменьшается - при запуске тираж первых номеров большой, потом он постепенно падает,- констатирует президент издательства «NG-Премьер» Юрий Дейкало.- Есть такое понятие: соотношение тиража последнего номера и первого. Если соотношение выше, чем 20%, значит, коллекция удачна».

Как показывают исследования издательства «NG-Премьер», до 80% читателей, купивших первый номер коллекции, остаются лояльными покупателями до конца выпуска. А если читатель покупает первые три-четыре номера, шансы, что он купит все номера серии, равны почти 100%. «Можно говорить о развитии этого сегмента в будущем»,- говорит коммерческий директор ИД «Бурда» Роман Дорошенко. А Юрий Дейкало считает, что емкость рынка «хоть и велика, но не безгранична»: «Только массовое увлечение, например, кулинария, может стать темой для partwork. А одна ниша может вместить одно-два, максимум три издания».

Однако развитие сегмента тормозит высокая стоимость продвижения. Более 90% дохода в partwork приходится собственно на продажи, причем в основном в регионах. Поэтому рекламная кампания эффективна только на федеральных телеканалах. По оценке Юрия Дейкало, ее стоимость начинается от $1 млн. «Сейчас на рынке четыре крупных игрока: мы, Marshall Cavendish, De Agostini и MB. Из них трое - иностранцы. Причина - высокий порог вхождения. Запуск одного partwork сравним с бюджетом запуска большого глянцевого журнала,- говорит Дейкало. С ним соглашается директор по информации ИД «Проф-Медиа» («Известия», «Комсомольская правда» и др.) Константин Воронцов. «В целом расходы на маркетинг и продвижение могут составлять до 40% суммы „лонча” - не многие российские издатели готовы на такие расходы». А Роман Дорошенко из ИД «Бурда» предупреждает, что эти инвестиции могут оказаться напрасными «при отсутствии проверенных на практике идей и опыта издания коллекций». «У иностранных ИД больше опыта и качественных, проверенных во многих странах продуктов. Им не надо придумывать нового, надо просто хорошо адаптировать имеющиеся у них коллекции»,- поясняет Дорошенко.

По мнению Юрия Дейкало, еще одна причина того, что российские компании не очень охотно идут в этот сегмент,- дистрибуция. «Подготовка partwork сходна с книжной, а дистрибуция - с журнальной. Компаний, которые делают и то и другое, у нас на рынке нет»,- говорит Дейкало.

Марина НОСКОВИЧ

Читайте также:
- "Люди ловятся на крючок". Бизнес, 17.05.2005 г.

Другие публикации газеты «Бизнес» читайте на сайте www.b-online.ru.

Читайте также

все новости