National Geographic начал выходить в России в 2003 году, тогда
Национальное географическое общество США провело тендер на выпуск журнала, в
котором участвовали Independent Media (ныне IMSM), АСТ, Gruner+Jahr, Burda и ряд
других издательских домов. Победителем стала АСТ: входящее в группу издательство
«Астрель» получило права на издание National Geographic в России в течение пяти
лет.
Но сейчас владельцы марки расторгли договор с «Астрель». Директор
издательства Юрий Дейкало это подтвердил. По его словам, тираж российского
National Geographic «не соответствовал ожиданиям» владельца марки: «Поэтому у
них был формальный повод отобрать лицензию». По данным TNS Gallup Media, в
декабре—апреле 2005 года аудитория одного номера National Geographic по России
составляла 307 тыс. человек, аудитория GEO — 704,9 тыс. человек, «Вокруг
света» — 2078,1 тыс. человек.
Впрочем, Дейкало уверен, что реальной причиной разрыва контракта с АСТ
стали давние партнерские отношения Национального географического общества США с
владельцем IMSM — финской Sanoma Magazines, которая издает National Geographic
по лицензии в Венгрии, Болгарии, Словении, Чехии и Румынии. «Видимо, они
продлевали контракты с Sanoma Magazines в других странах и решили отдать им и
лицензию на Россию»,— предполагает он.
Член совета директоров IMSM Елена Мясникова подтвердила факт заключения
соглашения о выпуске National Geographic в России, уточнив, что ИД начнет
издавать журнал с октября этого года. «Издания о путешествиях — направление,
которое серьезно реагирует на рост доходов населения, у этого сегмента есть
потенциал. Надеюсь, у нас будет возможность улучшить показатели, просто за счет
наличия налаженной системы распространения и опыта Sanoma по изданию этого
журнала в других странах»,— говорит Мясникова.
Комментарии Национального географического общества США вчера получить не
удалось. Эксперты считают решение владельца марки оправданным. «У IMSM
богатейший опыт работы как с нишевыми, так и с рассчитанными на широкую
аудиторию изданиями»,— говорит директор по медиаисследованиям TNS Gallup Media
Руслан Тагиев. С ним соглашается топ-менеджер крупного издательского дома: «Это
сложный сегмент, в котором есть очень сильный игрок — „Вокруг света”. Но у
перехода к IMSM есть смысл как с точки зрения распространения, так и с точки
зрения привлечения рекламы: они умеют продавать и рейтинговые, и нерейтинговые
издания, кроме того, пакетные продажи в столь крупном издательском доме позволят
получить такие финансовые показатели, которых АСТ никак не могла
обеспечить».
А
замгендиректора по маркетингу группы «Вокруг света» Татьяна Скороходова
рассчитывает, что переход лицензии National
Geographic
к IMSM
повлияет на развитие всего сегмента журналов о путешествиях: «Учитывая давний
интерес IMSM к проекту, стоит ожидать серьезной маркетинговой активности со
стороны издательского дома. Это на руку всем, поскольку привлечет внимание
читателей к сегменту».
Марина
НОСКОВИЧ