Но с 1 января 2005 г. печатные СМИ платят НДС по ставке 18%, напоминает замначальника департамента налоговой политики Минфина Наталья Комова. В Минфине инициативу Фадеева не воспринимают всерьез. “В российском законодательстве действует запрет на дискриминацию происхождения капитала. Ставки будут едины, и если следует обсуждать льготы для издателей, то для всех”, — говорит высокопоставленный источник в ведомстве. В российском законе “О СМИ” нет ограничений на соотношение иностранного капитала и российского в издательском бизнесе, соглашается с ним директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер.
А гендиректор ИД “7 дней” Дмитрий Бирюков считает, что освобождение российских ИД от НДС — “классная идея”. “Около 50-60% всех рекламных денег уходит в западные издания. Нужно как-то выравнять позиции иностранных и российских домов”, — говорит он. Оборот печатного рынка СМИ, по оценкам АКАР, в 2004 г. составил $1,3 млрд. Около 70% этих денег заработали западные издательские дома.
Депутатам идея Фадеева тоже нравится. Возможно, неприлично ставить иностранный капитал в неравные условия, но российскому издателю требуется поддержка, говорит член комитета по информационной политике Госдумы Борис Резник. Другие участники медиарынка инициативу Фадеева критикуют. Президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев называет предложение Фадеева “наивным и непрофессиональным”. Он убежден, что рекламные деньги идут “не под брэнды, а под профессионализм команд”. Гендиректор ИД Independent Media Sanoma Magazines Дерк Сауэр называет идею Фадеева “нонсенсом”, поскольку выделить критерий для отделения иностранного издателя от российского трудно, ведь многие российские издательства зарегистрированы в офшорах, а западные компании — на территории России. Политологи опасаются, что с такими инициативами Общественная палата превратится в площадку для неприкрытого лоббизма. “Она задумывалась как общественный орган для экспертизы тех законов, которые пишет парламент, не получилось бы, что отдельные члены палаты будут лоббировать инициативы профессионального сообщества”, — опасается Константин Симонов из Центра политической конъюнктуры.
Справка:
В 1995 г. в Канаде был
принят закон, облагающий дополнительным налогом прибыль от размещения рекламы в
совместных изданиях (канадским считалось издание с долей отечественного контента
как минимум 80%). Правительство США, возмущенное протекционизмом, подало жалобу
в ВТО, и весной 1997 г. ВТО признала действия Канады незаконными. В ответ
канадское правительство в 1998 г. разработало законопроект, запрещающий
канадским рекламодателям размещать рекламу в зарубежных изданиях (штраф $250
000), на что Штаты ответили угрозой введения заградительных пошлин для канадских
товаров. Сейчас никаких ограничений на деятельность иностранных СМИ в Канаде
нет.
Елена
РУДНЕВА, Екатерина ДОЛГОШЕЕВА, Иван ФИЛИППОВ