– Ясен Николаевич, вы
делали из нас газетчиков. Но многие говорят сегодня, что время бумажных СМИ
уходит. Наступает глобальная эпоха Интернета.
– Я не думаю, что это
так. Я читал опубликованное у вас интервью с Антоном Носиком, который много
знает об Интернете и который считает, что за ним будущее, и могу сказать, что не
совсем с этим согласен. Если что-то уходит, так это новостные газеты. Сегодня
люди узнают новости по радио и телевидению. Какой смысл спешить с новостями,
если достаточно разместить новость в Интернете и она тут же станет известна
всем. Но чем будут газеты всегда сильны, так это интерпретацией событий. Сила
печатного слова в анализе происходящего, Интернет дать такой анализ не в
состоянии. Многим газетам, мне кажется, именно этого недостает – аналитики. Ведь
газета помогает понять, что такое наша страна сегодня. Многие, например, до сих
пор думают, что Россия – это что-то вроде СССР. На самом деле Россия – это
капиталистическая страна, и управляет ею не правительство, а те, на кого
правительство делает вид, что нападает. И газета должна это разъяснять. На
Западе это, между прочим, хорошо понимают. Сегодня в США, например, где любят
читать в основном городские новости, стала популярна общенациональная газета USA
Today (она внешне похожа на вашу пятничную толстушку), которая публикует
достаточно много аналитики во всех областях – экономика, политика, культура. В
том числе и в спорте – она содержит в штате трех спортивных аналитиков. В газете
уверены, что, где бы ни находился американец, он должен иметь возможность
прочитать, как играет его любимая команда.
– Сегодня российские газеты
делятся на так называемые массовые и качественные. Получается, эти два понятия
нельзя совместить?
– У англичан есть газета "Daily Mail" – нечто
среднее между массовой и качественной газетой. Мне кажется, вы пытаетесь сделать
нечто похожее: пишете и о том, что волнует миллионы людей, и о том, что может
быть интересно только узкому кругу интеллигенции. Например, публикуете мемуары
Владимира Войновича, антологию Евгения Евтушенко, рассказываете о театре, у вас
много интервью с писателями уровня Аксенова – эти материалы крайне интересны
образованному человеку. Правда, есть опасность, что многие люди эти страницы
будут просто пролистывать, дело в том, что растет поколение, для которого эти
имена мало что значат. Они и, кто такой Карл Маркс, например, не знают. Я могу
судить по своим студентам: для них кумиры нашей молодости – зачастую пустой
звук. Для них Евтушенко все равно что для нас когда-то граф Витте или Николай
II.
Еще один ваш плюс то, что вы не оставляете без внимания жизнь стран
СНГ. Сегодня мало кто об этом пишет. Но вот глубоких материалов о жизни дальнего
зарубежья не хватает. Например, вы могли бы заинтересовать читателя публикациями
о Китае. Это интереснейший регион, и если, например, Англия в XIX веке была
мировой мастерской по производству машин, то Китай сегодня – мировая пошивочная
мастерская, с которой никто не смеет портить отношения. Наши люди не совсем
понимают тех процессов, которые там происходят. А происходит мощнейший
технологический рывок, и это резко контрастирует с российской жизнью, которая
временами пугает тем, что многие здесь пытаются сознательно уходить в
средневековье. Кстати, о Китае. Я вам могу сказать, что вас с большим интересом
читают наши студенты-китайцы, их у нас 180 человек на факультете. У них,
конечно, есть в Москве достаточно много своих газет и на русском, и на китайском
языке с большим количеством рекламы, но вас они всегда читают, потому что вы
публикуете много интересных материалов.
– Говорят, что основной
потребитель качественной информации – средний класс. Однако он совсем не любит
читать газеты. Точнее, ему некогда…
– Ничего, научатся. Дело в том,
что бизнесмены в России – это бизнесмены в первом поколении, и им кажется, что
надо быстрее делать деньги, поэтому читать некогда. Это примитивный подход.
Пройдет время, и предприниматели поймут, что без газет, без аналитики и
серьезной интерпретации событий жить нельзя.
– Когда многие из нас
учились на журфаке, мы готовились к работе в партийно-советской печати. А
нынешних студентов вы к какой жизни готовите?
– К жизни в условиях
рынка. Мы их, конечно, к партийным делам не готовим. Знаете, сегодня студенты
очень отличаются от тех, кто учился у нас 15–20 лет назад. Они более
свободолюбивы, раскованны. Стараются совмещать работу и учебу, что раньше не так
часто встречалось. Многие работают уже со второго курса и к пятому уже знают,
куда пойдут после факультета. Большим спросом все последние годы пользуется
такая специализация, как реклама и пиар, мы готовим таких специалистов.
Появилась и кафедра теории и экономики СМИ, готовим управленцев. Но и все
традиционные отделения сохранились – газетное, телевизионное, радийное. Кстати,
как и раньше, сегодня труднее всего работать на радио. Потому что перед
микрофоном человек такой, какой он есть. Вот к вам придет студент, напишет
текст, вы его можете сколько угодно править. А на радио так не получится,
поэтому ребятам без жизненного багажа – молодые ведь все – там по-прежнему
трудно.
– То есть ячейки молодежного «Единства» у вас на факультете
нет пока?
– Ничего подобного нет, конечно.
– А на журфаке
чувствуется, что дышать в последнее время стало сложнее? Никто вроде бы ничего
не запрещает, но ощущение такое есть.
– Нет, наши студенты пишут в
газете, которую выпускают сами, обо всем, что хотят. Они стремятся сохранить
свою индивидуальность. И правильно делают. Я, например, не верю в
унифицированную журналистику, которую у нас в стране хотят создать. На
телевидении наиболее очевидны такие попытки – всех причесать. Но многие
приличные журналисты, наши же выпускники, умеют и с начальством не разругаться,
и главное – остаться верными себе, не превратиться в
пропагандистов.
Альмира
КОЖАХМЕТОВА