За девять лет, прошедшие с момента принятия действующего
закона "О рекламе", попытки поправить рекламное законодательство предпринимались
неоднократно. По подсчетам экспертов, с 1995 года в закон "О рекламе" было
внесено около 40 поправок. Однако они так и не смогли адаптировать старый закон
к нынешним реалиям рынка. В последние годы рекламисты стали все чаще повторять,
что рекламное законодательство устарело и нуждается в кардинальной доработке.
Тем не менее дальше очередных поправок дело не шло: авторам многочисленных
законопроектов не удалось внести в Госдуму ни один из них.
Сегодня в совет
Думы впервые будет внесена принципиально новая редакция закона "О рекламе". Ее
разработчики – группа депутатов под руководством первого заместителя
руководителя фракции "Единая Россия" Юрия Волкова. Авторы говорят, что к работе
над текстом был привлечен большой коллектив экспертов, в том числе
профессиональные рекламисты и представители Федеральной антимонопольной службы.
При этом разработчики утверждают, что подготовили либеральный законопроект. "Он
призван установить четкие и понятные правила игры на рекламном рынке, при этом
либерализируя некоторые моменты, которые в старом законодательстве были доведены
до абсурда",– говорит зампредседателя комитета по экономполитике Госдумы
Владимир Мединский.
Среди абсурдных с точки зрения разработчиков оказались и
многие положения действующего закона, не дающие покоя рекламистам. Так, авторы
законопроекта предлагают ослабить действующий запрет на рекламу алкоголя,
разрешив рекламировать спиртное в прессе. Также они намерены исправить
недоработки, допущенные при принятии закона об ограничении пивной рекламы, и
разрешить ставить в телеэфир рекламные ролики спонсоров спортивных соревнований.
В комментариях к документу, правда, не уточняется, кто может быть этими
спонсорами. Поэтому возникает ощущение, что это могут быть и производители
крепкого алкоголя. Однако господин Мединский уверяет, что речь идет только о
пивных компаниях.
Помимо послаблений в законопроекте есть и ряд новых
ограничений. В частности, вводится полный запрет на рекламу зонтичных брэндов.
Очевидно, что он направлен против производителей крепкого алкоголя, которые
сегодня рекламируют водку под видом минеральной воды и конфет. "Не следует
думать, что этот закон так уж либерален по отношению к рекламе алкоголя, табака
и пива,– уверен генеральный директор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин.–
Послабления, которые в нем содержатся, с избытком компенсируются новыми жесткими
ограничениями". Кроме того, по словам господина Желнина, закон вводит новые
существенные ограничения на рекламном поле, предлагая ограничить рекламу
лотерей, игорного бизнеса и лекарств.
Рекламисты, которые вчера успели ознакомиться с новым
законопроектом, оценили его на редкость высоко. "Закон более причесанный. Он
стал много лучше и, бесспорно, более либерален,– считает президент Ассоциации
коммуникационных агентств России (АКАР) Игорь Янковский.– Очень важно, что в
новом законе разработан понятийный аппарат, дающий определения основных понятий
в сфере рекламы". "Это очень позитивный шаг: в целом законопроект выглядит
гораздо более либеральным и европейским, чем его действующий предшественник",–
полагает сопрезидент группы компаний BBDO Игорь Лутц.
Вместе с тем участники рекламного рынка
отмечают, что законопроект нуждается в доработке. "Из-за того что закон очень
либерален, он больше подходит для цивилизованного рынка,– говорит Игорь Лутц.–
Как он приживется на нашем рынке, молодом и еще развивающемся,– вопрос". А Игорь
Янковский полагает, что в законе остались лазейки, которые позволят трактовать
его как угодно. "Например, в нем никак не описана реклама на транспорте,–
отметил он.– Мне бы очень хотелось, чтобы Госдума приняла его за основу и
немного доработала совместно с заинтересованными
профессионалами".
Свои
претензии к разработчикам закона есть и у пивоваров. "Предусмотренные в
законопроекте послабления не решают проблему чрезмерных ограничений на рекламу
пива",– уверена вице-президент Sun Interbrew Ирина Кибина. Она обращает
внимание, что документ оставляет без изменений действующий запрет на рекламу
напитка в культурных и спортивных учреждениях. "Нам предлагают рекламироваться
только в перерывах спортивных соревнований. Этого явно недостаточно, так как
щитовая реклама на стадионах и реклама на форме игроков по-прежнему запрещена",–
заявила она.
ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА, РОМАН
Ъ-ОВЧИННИКОВ