Назад

Во Всемирной паутине грядет битва двух интернет-порталов

Когда 1 апреля компания Google объявила о скором запуске в эксплуатацию сервиса бесплатной электронной почты, многие приняли это за шутку. Ведь объявленные параметры системы просто поражали воображение: только под хранение переписки выделяется 1 гигабайт (!) дискового пространства. Это в десятки и даже сотни раз больше того, что предлагают ныне существующие сервисы. Однако это не шутка, а начало войны между двумя гигантами — компанией Google и Yahoo! Inc., с недавних пор ставшей ее заклятым конкурентом.

Конфликт разворачивался в соответствии со старым анекдотом — «один не давал деньги в рост, другой не торговал семечками». В свое время Google продала Yahoo! Inc. лицензию на свой поисковый механизм и воздержалась от создания собственного полноформатного интернет-портала. В какой именно момент между бывшими партнерами пробежала черная кошка и кто «первый начал», сказать трудно, однако с некоторых пор обе компании стали выводить на рынок похожие сервисы. Скорее всего такова логика развития бизнеса (и Интернет здесь лишь частный случай): занимать все существующие ниши, не допускать в них конкурентов и расти, расти и расти…

Компания Google, стартовав значительно позже Yahoo, шла своим путем. Напомним, что она до сих пор не разместила акции на бирже и остается частной компанией. Это дает ей значительно большую свободу действий, нет необходимости постоянно оглядываться на акционеров. Самостоятельность позволяет быстро реагировать на изменения, которые происходят на рынке, предпринимать неординарные и подчас рискованные шаги. Конкуренты же Google не всегда столь разворотливы. Например, руководитель Microsoft Стив Балмер недавно признался, что корпорация проспала бум поисковых машин. Кроме того, авторитет Google и бунтарский имидж компании привлекают в ее ряды массу разработчиков, готовых работать не столько за деньги, сколько за идею. Появился даже слоган «In Google We Trust» («Ha Google уповаем»).

Итак, оба портала, Google.com и Yahoo.com, готовы в этом году предложить сходные услуги. В первую очередь это поисковый механизм. Насколько удачным он окажется у Yahoo, покажет время, во всяком случае и раньше лицензированный у Google вариант имел ограниченные возможности и осуществлял поиск далеко не в полном объеме. Кстати, такой же «цензурированный» вариант используется сейчас на Mail.Ru.

Следующей важной составляющей портала является электронная почта. Услуга Yahoo! Mail была запущена в октябре 1997 года, и в настоящий момент ею пользуются, по оценкам компании Nielsen/Net Ratings, более 39 миллионов человек. Размер бесплатного ящика для почты невелик, 4–6 мегабайт, больший объем, как и целый ряд сервисных услуг, предоставляется за дополнительную плату. Ожидаемый аналогичный сервис GMail (по поводу правомерности использования этой торговой марки уже возник скандал) от Google, как предполагают, установит новые стандарты для бесплатной электронной почты. Кроме гигантского объема, позволяющего переслать сотни фотографий или даже целый фильм в MPEG4, в сервис встроена возможность поиска по письмам. Есть, правда, и существенный нюанс: GMail просматривает и анализирует содержимое писем, выдавая пользователю контекстную рекламу. Это обстоятельство уже вызвало протесты со стороны защитников неприкосновенности частной жизни. Новостные порталы и поиск по новостям есть у обеих компаний. Кроме того, Yahoo предлагает группы обсуждений, возможность создания собственного сайта (платная услуга). Google отвечает приобретением популярнейшего сервиса интернет-дневников Blogger.com. Пожалуй, единственным уникальным сервисом Yahoo является собственный интернет-пейджер. В принципе создать его не проблема, однако конкуренция на этом рынке и без того серьезная, а выгода не слишком очевидна.

Продолжать сравнение можно долго, как и строить прогнозы относительно победителя в этой схватке. Лучше посмотреть на тех, кто оказался зажат между двумя этими гигантами. Противостоять на американском рынке им способны лишь аналогичные монстры, например AOL или Microsoft. На локальных рынках ситуация сложнее. Собственно, не секрет, что все затевается не ради создания красивых и удобных для пользователя сервисов, а ради получения максимального дохода за счет захвата максимальной доли рынка интернет-рекламы. Всемирная паутина является, пожалуй, одним из первых продуктов глобализации, и потому конкуренция в Интернете не признает государственных границ. Возможно, очень скоро Рунет тоже окажется втянутым в этот конфликт, и, хотя у местных провайдеров, несомненно, есть фора и козыри против варягов, исход битвы совсем не очевиден. 23 марта компания Yahoo! Inc. объявила о скором запуске русскоязычного интерфейса своей почтовой службы. Одним из векторов расширения Yahoo становится выход на новые растущие рынки, и Россия оказалась первой в этом списке (русскоязычный интерфейс есть также и у Google, причем он создан при помощи добровольных помощников). Yahoo! Inc. рассматривает в качестве целевой аудитории русскоязычную диаспору в США (два-три миллиона человек), а также 35 миллионов русскоговорящих, живущих за пределами России в ближнем и дальнем зарубежье. В нашей стране насчитывается 10 миллионов пользователей Интернета, 90 процентов которых регулярно пользуются услугами электронной почты. Это не такая уж маленькая аудитория, чтобы оставлять ее без внимания. Тем более что российские порталы сейчас достаточно дешевы и любой серьезный игрок, решивший выйти на российский рынок, сможет купить себе портал и несколько миллионов душ интернет-пользователей в придачу. Быть может, так и произойдет, и Рунет со временем потеряет свою самобытность и станет неотличим от других сегментов Всемирной паутины.

Читайте также

все новости