Политику продвижения каждое издание формирует по-своему, в одном они
солидарны: чтобы место в подкорке потребителей бумажной продукции было занято
определенным названием СМИ, необходимо хотя бы время от времени напоминать о
своем существовании. Чем больше приверженцев издания из числа читателей, тем
более теплое отношение к изданию у потенциальных рекламодателей – нерушимый
закон. Рейтинги от TNS Gallup Media для большинства изданий – "священная
корова".
На завоевание читателей - ну или хотя бы на привлечение их внимания
рассчитана «публичная» реклама. Рекламные кампании издания стараются проводить
как минимум раз в год. Используются традиционные медиа – наружка, радио, ТВ,
реклама в прессе (чаще всего, собственной). Как правило, это имиджевая реклама –
для поддержания статуса, так что особого повода может и не быть. «Рекламные
материалы в течение 2 месяцев были размещены на кронштейнах, расположенных на
нескольких петербургских мостах – и это, прежде всего, имиджевая реклама,
направленная на узнаваемость брэнда и имеющая целью получение аудитории
читателей», - говорит Мария Бернцева, директор по маркетингу изданий
«Ведомости», SPb Times, «Эрмитаж».
Газета Metro проводила глобальную рекламную кампанию, когда
«перекрасилась» в зеленый цвет – и, по словам Олега Евстафьева, директора по
маркетингу издания, результатом комплекса проведенных мероприятий стал рост
аудитории на 25%. «Конечно, это заслуга не только рекламной кампании, а, прежде
всего того, что мы вышли на принципиально другой уровень», - говорит он.
Несмотря на то, что 90% тиража журнала
«Интербизнес» приходится на бесплатное распространение,
плановые рекламные кампании, цель которых – поддержание интереса читателей -
проводятся раз в квартал. «Охват одной кампании составляет 2-3 телеканала, 5-6
радиостанций, 1-2 печатных издания, 2 интернет-портала, 3-4 кинотеатра, около 20
щитов наружной рекламы, на которых мы размещаемся обычно 2 раза в год», -
рассказывает Надежда Большакова, pr-менеджер журнала "Интербизнес". Как
правило, это анонсовая реклама – информация о том, что номер уже вот-вот можно
будет взять в руки и почитать. Бюджет последней, августовско-сентябрьской
кампании составил $65 тыс.
Новые издания – при условии, что они имеют хорошую финансовую поддержку и
наполеоновские планы, запускают глобальные акции федерального уровня – уж если
проинформировать о своем рождении, так всех. С 1 сентября жители Петербурга (и
ряда других городов) были атакованы слоганом «Мы будим вас по утрам» и часто
повторяющимися на щитах и по телевидению картинками с рекламой нового издания
«Твой день» формата «городской таблоид». Общий бюджет кампании (она проходит в 4
городах – прим. ред.) составляет около $4 млн. до конца 2006
года.
«Продвижение газеты
«Твой
День» построено по принципу активного локального воздействия на целевую
аудиторию в каждом регионе, где выходит газета. Основные каналы коммуникации -
телевидение, наружная реклама, метро, радио. Также используются нестандартные
способы продвижения и PR-мероприятия», - перечисляет Ольга Серова,
PR-менеджер газеты. Основные цели рекламной кампании ясны – яркий вывод нового
продукта на рынок, построение известности брэнда, привлечение молодой аудитории
читателей и провокация первичной покупки.
В ноябре
ИД «Афиша» запустил федеральную кампанию под слоганом «Все
развлечения вселенной». Поводом стало начало выхода журнала в 27 городах
России, помимо Москвы и Петербурга. Как прокомментировал Юрий Сапрыкин, главный
редактор журнала «Афиша», «мы делаем общероссийскую версию издания под лозунгом
«Все развлечения вселенной» и не стремимся сделать несколько десятков изданий,
рассказывающих о жизни каждого отдельного города. Наш журнал рассказывает обо
всем самом важном и интересном, что происходит в культуре и стиле жизни на
планете Земля, без скидок на провинциальность и региональные особенности».
Всероссийская рекламная кампания охватывает телевидение, радио, интернет
и наружную рекламу. Объем инвестиций ИД «Афиша» в обеспечение выхода «Афиша. Все
развлечения вселенной» на региональные рынки составил $3,5 млн.
Соблазняют читателей
и другими способами. По утрам их с
улыбками (иногда – без) встречают в метро, протягивая Metro. В ресторанах –
фитнес-центрах – клубах – гостиницах – бутиках – салонах красоты на фирменных
стойках лежат Free Time, «На Невском» и «Под ключ».
В бизнес-центрах,
торговых сетях, аптеках и кафе – газеты «Мой район». В «Шоколаднице»
заказчику завтрака или бизнес-ланча подносят «Интербизнес», в сетях кофеен при
строго оговоренных условиях покупки выдают «Ведомости», «Коммерсант» или
«Деловой Петербург», который также можно обнаружить в залах вылета в аэропортах
Петербурга.
К политике по выбору мест распространения издания подходят
чрезвычайно внимательно, стараясь охватить точки обитания целевой аудитории по
максимуму.
Иногда издания устраивают акции. На АЗС Neste промоутеры предлагали
приезжающим и отъезжающим купить «Ведомости» и дарили фирменные шнурки для
мобильных телефонов. Другие промоутеры на красных мотороллерах ездили по улицам
Петербурга, выкрикивали заголовки свежего номера и всех, кто покупал «Твой
День», угощали горячим кофе.
В 2001 году «Ведомости» начали устраивать конференции, и основной целью
мероприятий, по словам Марии Бернцевой, было продвижение собственного брэнда. В
настоящий момент конференции не только продолжают поддерживать солидный имидж
издания, но и являются успешным коммерческим проектом.
Какое количество денег тратится на привлечение одного нового
читателя-приверженца печатного издания, издатели предпочитают не говорить – но
явно больше, чем на удержание существующих. Хотя крупные СМИ на это тоже не
скупятся. «ДП», например, для своих постоянных читателей (подписчиков) постоянно
проводит различные акции. Как правило, это розыгрыши – в последний раз была
разыграна путевка в Париж. Кроме того, подписчики получают бонусы в виде
информационных справочников или бесплатного доступа к Интернет-версии газеты.
Покупатели глянца находят в журналах билеты в кино, музыкальные диски или
подарочные вложения – например, на чашку кофе или на право воспользоваться
скидкой в определенных магазинах.
«Наиболее эффективный метод привлечения читателей для нас - это активные
продажи в отделе подписки, все остальные способы если и эффективны, то в гораздо
меньшей степени – например, мы использовали директ-мейл, предлагая подписку и
бонус, но отклик был минимальный», - говорит Светлана Титоренко, руководитель
отдела распространения "ДП". По ее словам, на сегодняшний день количество
подписчиков составляет 20 тыс. человек, и лишь 3 тыс. экземпляров уходит в
розницу.
Для еще большего снижения затрат на привлечение подписчиков «ДП» открыл
офис продаж в Пскове, где разместилась группа телемаркетинга из 11 человек,
которые продают подписку петербургским клиентам.
Для постоянного напоминания
о своем существовании
периодические издания «вписываются» в разномасштабные проекты или создают свои
собственные события. В результате частенько на расклеенных по городу афишах
концертов, театральных гастролей, премьер фильмов, культурно-массовых или
клубных мероприятий можно видеть многострочную
«братскую могилу» из логотипов изданий, выступающих в
качестве информационных спонсоров.
Впрочем, по заверениям представителей издательств, при решении об
инфоспонсорстве события оно рассматривается очень внимательно – на предмет
соответствия мероприятия концепции самого издания и пересечения целевых
аудиторий.
«В последние 2 года мы сократили число мероприятий, в которых выступаем в
роли инфоспонсоров – как правило, выбираем лишь несколько в год. Причем,
договариваемся либо о статусе генерального инфоспонсора, либо стоим в первой
линейке спонсоров, при обязательном условии отсутствия рядом конкурирующих
изданий», - говорит Олег Евстафьев.
Но, по его словам, случаются и прецеденты. «Недавно проходил какой-то
концерт, я на афишах заметил, что в числе инфоспонсоров стоял наш старый,
красный логотип», - вспоминает Олег Евстафьев.
«Интербизнес» повышает лояльность к брэнду имеющейся целевой аудитории
тем, что пытается создать атмосферу клубности и сформировать ощущения
причастности каждого читателя к изданию. «Для каждого номера мы проводим
креативную фотосессию, задействуя в ней топ-менеджеров Петербурга из разных сфер
бизнеса – например, была серия фотографий, стилизованных под кадры «Семнадцати
мгновений весны», - рассказывает Надежда Большакова.
По мнению Ирины Вешлер, специалиста по PR и promo «Агентства «Экспресс
Сервис», «лобовое продвижение» издания ускользает от внимания целевой аудитории.
«Чтобы издание заметили, необходимо создать событие», - считает она.
Проводимый журналом «Под Ключ» конкурс детских рисунков, например, по
данным «Агентства Экспресс Сервис», значительно расширил читательскую аудиторию
издания и повысил узнаваемость брэнда.
Делает ставку на собственные события и журнал «Афиша». «Для наших
читателей мы раз в год проводим музыкальный фестиваль «Музыка Афиши»,
организовываем встречи с зарубежными писателями, иногда совместно с «Буквоедом»,
- говорит Григорий Лавров, менеджер по маркетингу и PR журнала "Афиша. Все
развлечения Петербурга".
О рекламодателяхне забывает никто. Для них
издания проводят закрытые вечеринки – как правило, в пафосных местах, с обильным
угощением и обширной развлекательной программой. Правда, все же издания
стараются разрабатывать формат таких вечеринок, особо не отходя от формата
собственных изданий.
Неотъемлемой частью любой «рекламодательской» вечеринки является блок
самопрезентации СМИ – редко кто отказывается от искушения лишний раз рассказать
собравшимся о специфике и последних достижениях издания.
Гламурные party «Собаки», стильные – журнала «Под Ключ», с ноткой
деловитости – «ДП», клубные – от «Интербизнеса» иногда разрастаются до целых
годовых проектов.
«Тема прошлогодней серии вечеринок от журнала «Под
Ключ» была «Кухня», это тематические, интерьерные вечеринки, на каждой
присутствовало примерно 150 человек. Дизайнеры и архитекторы обыгрывали тему,
создавали инсталляции… В этом году у нас прошла первая вечеринка, тема нынешнего
года – «Спальня». После таких событий количество наших рекламодателей
увеличивается – ведь приглашение рассчитано на 2 лица, так что расширение
аудитории происходит неизменно», - говорит Ирина Вешлер.
Журнал «Афиша» не афиширует вечеринки для рекламодателей – впрочем, как и
остальные СМИ. При этом для проведения мероприятия всегда используется
какой-либо повод. «Например, когда состоялась премьера спектакля Андрея
Могучего, мы поддерживали ее информационно, а потом устроили прием во дворце
Белосельских-Белозерских», - рассказывает Григорий Лавров.
Впрочем, по словам участников рынка, на рекламодателей оказывают
воздействия и широкие рекламные кампании, рассчитанные на читательскую
аудиторию. «Нас видно – а это для рекламодателей очень важно», - комментируют
издатели.
По данным TNS Gallup Media, печатные СМИ Петербурга в период
январь-сентябрь 2006 года в совокупности потратили на рекламу $7 млн. 60
тыс. Из них $4 млн. 521 тыс. – на телерекламу (локальное размещение), $2
млн. 133 тыс. – на рекламу в прессе и $406 тыс. – на наружную рекламу. Цены
указаны по официальным прайс-листам, без учета скидок и налогов.
При этом по сравнению с аналогичным периодом 2005 года затраты на
ТВ-рекламу снизились незначительно – на 2,9%, на наружную рекламу - на 63,4%, а
на размещение в прессе выросли на 26%.
Издания используютеще один – довольно популярный и,
по словам экспертов, эффективный способ продвижения, сотрудничая с киосками по
продаже прессы.
Наибольшим спросом пользуется приоритетная выкладка – на фронтальном
стекле киосков, где можно разместить порядка 10 изданий, демонстрируя обложку во
всей красе. По словам Руслана Григорьева, генерального директора компании
«Роспечать», обычно издатели выбирают для приоритетной выкладки конкретные
адреса – порядка 50 киосков, хотя в идеале эффективнее охватить всю сеть. «Этот
метод, действительно, работает, хотя, конечно, многое зависит и от обложки
издания – она должна привлекать дополнительное внимание», - говорит он.
По информации Руслана Григорьева, отдача от приоритетной выкладки –
повышение продаж издания на 30-40%, хотя иногда эта цифра может доходить до
100%.
В среднем за такую услугу розничная сеть запрашивает $20 в месяц за
выкладку в одном киоске.
Вторым по популярности способом продвижения в рознице является размещение
постеров формата А3, при этом за каждый издатели платят порядка 1 тыс. рублей в
месяц. Постеры – это фактически увеличенная обложка издания, с каким-нибудь
анонсом или ярким заголовком.
Розница также предлагает своеобразную «наружку» -
декорирование (или брэндирование) фризов киосков. «Такое
размещение, скорее, является имиджевым, а не стимулирующим к покупке издания в
конкретной точке, и работает на узнаваемость брэнда. Обычно такое размещение
покупают сроком от 3 месяцев до года, и на фризах размещают в основном логотип и
слоган», - рассказывает Руслан Григорьев.
«Удовольствие» в виде брэндированного центрального фриза стоит
порядка 2, 5 тыс. рублей в месяц. Хотя все зависит от розничной сети – некоторые
делят фризы на части и продают каждый вновь образовавшийся лайт-бокс по цене до
$200 в месяц.
По словам главы «Роспечати», петербургские издания довольно вяло
используют такие способы продвижения – в отличие от активных федералов.
Например, если на фризах начинает продвигаться «Cosmo» – то задействуется
не менее 40 объектов по продаже прессы. По словам Руслана Григорьева,
перечисленные методы продвижения используют в основном еженедельные и
ежемесячные издания.
Гораздо реже, но все же используются такие методы, как проведение
конкурсов среди продавцов прессы - фиксируется определенный месяц и объявляется
конкурс на прирост продаж в сентябре-октябре, например. После подведения итогов
киоск-победитель премируется. «Не секрет, что иногда издания заканчиваются в
конкретной точке. В этом случае на вопрос «Есть ли «газета N»?» можно
ответить «Нет», а можно – «Нет, но есть это, это и это. И еще глянцевый журнал в
этом месяце интересный – рекомендую». Это – активные продажи, за которые в итоге
лучшие продавцы награждаются издателем», - разъясняет Руслан Григорьев.
По данным TNS Gallup Media,За период
январь-сентябрь 2006 года «топы» среди печатных СМИ, предпочитающих размещение
средствами наружной рекламы, выглядят следующим образом:
«Телесемь» - $57 400
«Большой город» - $50 780
«Твой день» - $49
000
«SMART MONEY» - $32 520
«GLORIA» - $31500
«Интербизнес» -
$31380
«Cosmopolitan» - $19080
«Ведомости» - $ 18 920
«Спорт. День за
днем» - $16 080
На рекламу в прессе больше всего тратится журнал «Всемирный следопыт» – с
января по сентябрь 2006 он вложил в саморекламу $134 982
«TimeOut» - $123 648
«Стильный» –$112 564
«СПб.Собака.ру» – 102
503
«Афиша» - $102 400
«GALA Биография» - $96 763
«Кросс-панорама» -
$66 517
«Афиша Мир» - $50 400
«Top-Manager» - $50 399
Совокупные затраты на ТВ-рекламу составили $4 521 тыс, при этом вышло 14
791 рекламное сообщение, а стоимость рекламного сообщения в период
январь-сентябрь-2006 составляло $306 против $172 в аналогичный период 2005 года.
На телевидении рекламная активность печатных СМИ особенно заметна в
сентябре, что не удивительно – это традиционный период запуска рекламных
компаний для большинства бизнес-сегментов и период, когда происходит изменение
форматов и запуск новых проектов.
Помимо этого, активные рекламные кампании на телевидении периодические
СМИ планируют и на весну – особенно любим март месяц.
Реклама в прессе в 2006 году активизировалась в мае, в преддверии летнего
отдыха, а в остальные месяцы особых всплесков не наблюдалось. В прошлом году
весенние месяцы, наоборот, были отмечены спадом рекламной активности, а ее
повышение приходилось на раннюю осень.
Рекламные кампании в наружке СМИ обычно планируют на весну и осень, для
лета и постновогоднего января характерно традиционное затишье.
Несмотря на активную рекламную политику ряда СМИ, необязательно именно
эти издания являются самыми читаемыми в Петербурге.
По данным TNS Gallup Media, «Топ 20» по критерию «Усредненная аудитория
одного номера издания» выглядит
следующим образом >>>
Александра Крамская