Рекламные доходы средств массой информации за прошлый год увеличились на
31%. По прогнозам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в этом
году рост продолжится. Если в экономике ничего страшного не произойдет.
На фоне скромных темпов роста мирового рынка рекламы в 3% статистика
России выглядят просто вызывающей. Впрочем, абсолютные цифры доходов от рекламы
- отнюдь не в пользу России. По данным компании ZenithOptimedia, совокупные
расходы на медиа-рекламу в Северной Америке в 2003 году составили более 154
млрд. долларов, в Европе - 78 млрд., в странах Азиатско-Тихоокеанского региона -
65 млрд. Даже показатели стран Латинской Америки опережают российские в 6 раз.
Реклама в нашей стране приносит на порядок меньшие доходы медиа-сектору - за
прошлый год в рекламу «ушло» USD2.63 млрд. «Реклама в России все еще остается
дешевой», - сетует профессор МГУ Виктор Коломиец.
По прогнозам АКАР, в ближайшие два года медиа-рекламные годовые доходы не
превысят 4 млрд. долларов. Специалисты обращают внимание на то, что рост рынка
идет не за счет пополнения армии рекламодателей, а только за счет увеличения
стоимости рекламы. «Идет повышение расценок. В среднем инфляция на медиа-рынке
прессы составляет около 40%», - говорит Коломиец. При этом отечественные
производители занимают 62% рекламного пространства России. Кстати, к этой
категории относятся все рекламодатели - вне зависимости от прописки, но при
условии, что решения по рекламным бюджетам принимаются в России.
Первые три места среди рекламных носителей занимают телевидение, печатные
издания и наружная реклама - на них приходится почти 94% всех рекламных доходов
на медиа-рынке.
Своим ростом отечественный рекламный рынок в основном обязан увеличению
покупательной способности населения и улучшению ситуации в промышленности. В
России не приносят доходов те события, которые традиционно во всем мире
стимулируют рынок рекламы, например, выборы или Олимпиада. «Президентские выборы
в России большого количества денег не приносят», - говорит президент АКАР
Владимир Евстафьев. «А вот Олимпиада в Греции все же может отразиться на нашем
рынке», - считает Коломиец. Цифры, которые огласила АКАР, не стали откровением
для аналитиков. «Интересным образом прогнозы, которые давались в начале года,
полностью совпали с итогами», - говорит представитель RPRG Андрей Федотов. По
словам специалистов, межмедийные пропорции также практически не меняются.
Отклонения в 1-2% можно отнести к погрешности. Тем более что даже в АКАР
признают, что медиа-рынок остается непрозрачным. «У нас есть полная информация
только по наружным щитам, - признает Евстафьев. - Все остальные сегменты оценить
труднее».
То, что темпы роста рекламных доходов на телевидении опережают все
остальные, легко объяснимо: телевидение остается главным средством развлечения и
туда идет почти вся реклама, рассчитанная на массового потребителя. В прессе же
в ближайшие годы будет происходить концентрация рекламных носителей. «После
президентских выборов множество газет закроется», - уверен Евстафьев.
Удивили аналитиков лишь темпы роста рекламы в Интернете, которые, по
подсчетам АКАР, составили 62%. Но именно Интернет является, по мнению экспертов,
самой мифологизированной областью: оценка реального состояния дел там слишком
сложна.
По прогнозам АКАР, темпы роста рекламного рынка в ближайшие годы будут
снижаться. Впрочем, по признанию аналитиков, это является показателем того, что
российский рекламный рынок входит в фазу устойчивого развития.
Екатерина КРАВЧЕНКО
«Финансовые
Известия»