- С открытием типографии совместно с
норвежской A. Pressen «Проф-медиа» завершил построение вертикально
интегрированного издательского дома. Вы к этому и стремились?
- Мы всегда считали, что издательский дом должен заниматься своим делом:
издавать газеты и журналы. А остальные сопутствующие бизнесы (производство
бумаги, печать, распространение) не должны входить в издательский дом. В мире
свои типографии остались только у очень крупных газет, например The New York
Times. Это другой бизнес, там другие принципы управления, другие конкуренты,
другие задачи. Иллюзия, что вертикально интегрированный холдинг в медиабизнесе
принесет счастье. Если так думать, нужно еще купить лес, из леса делать
бумагу... Кстати, в типографии у нас доля участия 35% - мы бы ее сократили до
25% и даже до 15%. Когда мы принимали решение участвовать в строительстве
типографии, в Москве печатных мощностей не хватало. Мы уже видели, куда будут
развиваться наши газеты, и видели, что их скоро негде будет печатать.
- В структуре холдинга есть и
компания, занимающаяся розничным распространением,- «Сегодня-пресс»...
- «Сегодня-пресс» не часть издательского дома. Да, она принадлежит
«Проф-медиа», но работает с изданиями нашего ИД точно так же, как и с любыми
другими издателями. Если распространительская компания работает на интересы
издателя, на рынке она становится просто неконкурентоспособной. Мы не собираемся
быть в числе первых игроков на этом рынке, но мы хотим сохранить
«Сегодня-пресс», потому что это инструмент, который позволяет четко понимать,
что происходит на рынке распространения. Приходит иногда распространитель и
говорит: мол, на рынке кризис - давайте как-то договариваться, мы вам деньги
будем потом отдавать... Всегда можем обратиться к нашей компании и узнать
действительное положение вещей.
- Почему рынок распространения
не может перестроиться вот уже несколько лет подряд, стать более цивилизованным
и прозрачным?
- Конечно, если кто-то из крупных игроков серьезно захочет выстроить этот
рынок, стать очень крупным игроком и наладить цивилизованные отношения, это
можно было бы только приветствовать. Но такая ситуация маловероятна. Мне
кажется, распространительский рынок реально смогут выстроить только издатели,
причем только крупные, так что концентрация и укрупнение бизнеса здесь только
помогут. Если мы между собой договоримся и выработаем единые принципы работы,
это позволит структурировать рынок распространения, как было во Франции или
Германии, да и во всем мире. Издатель этот рынок не подминает под себя,
распространители не принадлежат издателям, но издатели определяют, на каких
условиях этот рынок работает. В той же Германии это вообще не рыночный бизнес.
Там в каждой земле есть своя компания-монополист.
- Какая-то компания сегодня
может претендовать на роль такого лидера?
- Сегодня нет. «Роспечать» практически монополизировала подписку, но на
рынке розничного распространения у них позиции достаточно слабые. Вот если бы
они вложились дальше, монополизировали рынок и издатели могли бы договариваться
о правилах игры с кем-то одним, это было бы для издателей только полезно.
Укрупнение распространительского бизнеса было бы издателям выгодно, потому что
крупные игроки стремятся капитализировать свои компании, а капитализировать
можно только выстроенные и прозрачные бизнесы. А если они прозрачны для
акционеров, они прозрачны и для издателей.
- Как будет развиваться
издательский бизнес в России в дальнейшем?
- Уже сейчас издательства - это скорее медиахолдинги. В «Проф-медиа»,
например, помимо газет и журналов есть радиостанции, и мы собираемся увеличить
их число. Есть компания по защите авторских прав и концертной деятельности, сеть
кинотеатров, региональные телекомпании. Вообще, такая структура называется media
& entertainment business.
- Рассматривают ли крупные
издательские дома информагентства как привлекательный бизнес, который стоит
включать в структуру холдинга?
- Нет, этот бизнес у нас не бывает высокорентабельным. На этом рынке
очень высокая конкуренция. Негосударственным агентствам очень тяжело
конкурировать с тем же ТАСС, поскольку для него вопрос денег не принципиален. Я
знаю только два агентства, которые действительно этим занимаются как бизнесом:
«Прайм-ТАСС» и РБК.
- Запуск издателями телепроектов -
перспективный путь укрупнения бизнеса?
- Во всем мире все издатели это делают - либо в форме телеканалов
(например, у The New York Times есть свой телеканал), либо в форме отдельных
телепередач. Силами издательства сделать аналитическую передачу или несколько
передач несложно. В любом ИД всегда есть некоторый объем информации, которую
невозможно подать через газету, и избыточный объем человекочасов, которые,
доплатив, конечно, сотрудникам, можно использовать.
Это и великолепный промоушн для своих изданий. Естественно, здесь тоже
можно заработать денег, но главное, что вы таким образом более эффективно
используете свою издательскую структуру, и она становится на рынке более
конкурентоспособной.
См. также:
Дерк Сауэр: «Осталось
только два незанятых рынка – Россия и Китай»
Версия для печати: Крупные
издательские дома делят рынок печатных СМИ