Назад

В рунет вложились по-крупному. Объем сделок в российском интернете достиг $1,5 млрд.

В российском сегменте интернета в прошлом году было зафиксировано примерно 500 сделок на общую сумму $1,5 млрд, сообщил РОЦИТ – орган, ведущий статистику рунета. По словам пресс-секретаря центра Ольги Подлесной, этот рынок оценивался впервые. Если брать оценки сделок 2005 года, проведенные инвесткомпанией "Финам", то за год их объем вырос более чем в два с половиной раза, с $600 млн до $1,5 млрд.

При этом в "Финаме" данные РОЦИТ по 2006 году сочли даже несколько заниженными. "Вероятно, они не учли непубличные сделки. Мы считаем, что компании потратили на покупки интернет-ресурсов около $2 млрд",– заявила Ъ директор центра анализа инвестиционных проектов в сфере IT ИК "Финам" Элина Караева.

По данным Роспечати, к концу прошлого года число пользователей интернета в России составило 26 млн, в этом году этот показатель вырастет примерно на 3 млн. Аудитория увеличилась примерно на 4 млн человек, то есть на 20%. Количество доменов второго уровня, зарегистрированных в зоне .ru, увеличилось почти в два раза, до 800 тыс. Осенью этого года ожидается преодоление отметки 1 млн.

Среди крупнейших сделок в рунете в прошлом году можно выделить покупку холдингом "Проф-Медиа" 55% ресурса Rambler. Сумма сделки не раскрывается, но аналитики оценили ее в $230 млн. Вероятно, это крупнейшая сделка в рунете за всю его историю. Осенью прошлого года фонд прямых инвестиций BVPE выкупил контрольный пакет акций интернет-магазина "Озон", который, по оценке аналитиков, стоит около $50 млн. В конце декабря ИД "Коммерсантъ" приобрел ИД "Секрет фирмы", в который входит ресурс "Газета.ру", оцениваемый экспертами в $40 млн. Кроме того, компания Depo Computers, входящая в группу компаний IBS, купила в прошлом году интернет-магазин Softkey примерно за $12 млн.

Эксперты сходятся во мнении, что основными причинами инвестиционного бума в рунете стал рост объемов интернет-рекламы. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России *, в прошлом году российские компании потратили на медийную рекламу в сети $100 млн. На контекстную рекламу в сети было потрачено примерно $110 млн. То есть общий объем рынка составил $210 млн, что эквивалентно примерно 3% всего рекламного рынка. По прогнозам ИГ "Атон", эти показатели будут очень быстро расти в ближайшие годы: в этом году на долю интернет-рекламы придется 3,7% всего рынка ($300 млн), в 2010-м – 7,5% ($1 млрд), в 2015-м – 10% ($2,1 млрд). "Рынок будет удваиваться каждый год, поэтому мы находимся только на начальном этапе консолидации интернет-активов",– полагает Татьяна Капустина. "С начала этого года в рунете были заключены сделки на сумму около $500 млн, то есть $2,5 млрд к концу года кажутся вполне достижимой цифрой",– прогнозирует госпожа Караева.

Александр Ъ-Малахов

* Объемы интернет-рекламы стали предметом спора

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) оценивает затраты только на медийную интернет-рекламу – баннеры, всплывающие окна и другие форматы. С данными АКАР соглашаются не все участники рынка. Так, агентство MindShare Interaction (MI), принимая заявленную ассоциацией сумму $100 млн, считает, что в 2006 году объем медийной рекламы вырос лишь на 42%, а не на 67%, как утверждают эксперты АКАР. По словам старшего менеджера MI Юлии Удовенко, в прошлом году уже присутствующие в интернете рекламодатели практически не увеличивали своих бюджетов и рынок рос в основном за счет притока новых клиентов. В этом году затраты на медийную интернет-рекламу вырастут на 60%, до $160 млн, полагает госпожа Удовенко. Объем так называемой контекстной рекламы (тематические ссылки на запрос в поисковой системе) в прошлом году достиг, по версии MI, $102 млн. Таким образом, в 2006 году контекстная реклама впервые по своему объему превысила медийную интернет-рекламу. С этим утверждением соглашаются аналитическая служба компании "Бегун" и порталов "Рамблер" и "Яндекс". Однако по их оценке, объем контекстной рекламы за минувший год вырос до $110 млн.

Сергей Ъ-Соболев

Читайте также

все новости