Назад

В ногу с эпохой. За последние 30 лет число газет в Китае увеличилось в 10 раз

Сначала ахнули, услышав, что его газета ежедневно (без праздников и выходных) выходит тиражом более чем в 2 млн. экземпляров. Потом сообразили: для Китая с населением в 1 млрд. 300 млн. человек это не так уж много. Тем не менее сумели они за все неспокойные годы не растерять своих подписчиков - в розницу идет минимум тиража. Чем же так привлекательно отнюдь не оппозиционное правительству  издание? "Хорошая газета - прежде всего интересная, - ответил главный редактор. - Поэтому мы много пишем о простых людях, их проблемах". Вроде бы, общеизвестная истина, но китайским журналистам, похоже, действительно удается сохранять определенную независимость, что всегда импонирует подписчикам. Кроме того, они часто публикуют материалы, разоблачающие неблаговидные поступки чиновников, делая упор не столько на сенсационности, сколько на достоверности информации.

В "Жэньминь жибао" трудятся 400 журналистов, причем более 40 процентов из них женщины, хотя наша профессия считается мужской. Но руководство газеты убеждено, что представительницы прекрасного пола умеют лучше прочувствовать ситуацию, проникнуться чужими проблемами. На более престижных должностях здесь, как и в большинстве редакций, - мужчины.

Безусловно, в современных условиях газетчики должны уметь зарабатывать, ведь, по словам господина Чжана, дотации правительства у них минимальные. Кажется, рыночной наукой они овладели хорошо - поражают громадное здание редакции (плюс около 30 корпунктов по стране и столько же за рубежом), техническая оснащенность творческих сотрудников и, конечно же, еще одно здание, в котором работают те, кто делает электронную версию газеты. Кстати, вход на сайт бесплатный - посещают его читатели из 160 стран мира, которые могут узнать новости не только на китайском, но и на английском, японском, французском, русском языках. Подписка на новости тоже бесплатная. Такой легкий доступ к информации заставляет несколько усомниться в том, что дотируется "Жэньминь жибао" скудно. Но дело не в этом, господин Чжан верно подметил главное: "Мы идем в ногу с эпохой, потому и нужны нашим читателям".

Побывали мы и в газетной корпорации "Вэньсин", это  в Шанхае. На 46 этажах работают 220 корреспондентов и множество других сотрудников, которые выпускают несколько изданий для разных категорий читателей. С некоторых пор в Китае появилась и "желтая пресса", которую они по-западному называют таблоидами. Правда, у журналистов сохраняется внутренняя цензура - глупости не выдумывают, грязных сенсаций не раздувают. Поэтому даже заместитель директора департамента информации и печати МИД Цинь Ган такие газеты тоже читает, говорит, что и в них можно почерпнуть интересную информацию.

Справка:
За последние 30 лет число газет в Китайской Народной Республике увеличилось в 10 раз, со 186 до 2000. Важнейшим фактором функционирования СМИ стала конкуренция. Газеты превратились в современные предприятия, во главе которых стоят генеральный директор и главный редактор. Некоторые партийные газеты стали выпускать и периодические издания неполитического характера, шире использовать возможности рекламы. Пресса вошла в рынок и стала подчиняться его законам.

Галина КУШНАРЕВА, газета  «Владивосток»

Читайте также

все новости