Назад

В Москве создают информационное общество

Программа «Электронная Москва» станет стимулом для создания информационного общества в стране В среду, 17 декабря, в Москве прошла научно-практическая конференция «Электронная Москва - 2003». На мероприятии были подведены первые итоги программы, которая реализуется в Москве уже в течение года.
Особое внимание на конференции было уделено проблемам,возникающим на пути создания в столице информационного общества, главным образом – организационным и законодательным. Однако, по мнению участников конференции, если городская целевая программа «Электронная Москва» будет реализовываться нынешними темпами,то уже в 2005 году можно будет говорить о первых практических результатах, а в последующие годы Москва станет моделью для создания информационного общества в других российских регионах.

Столичная мэрия заявила о намерении превратить Москву в современный информационный город еще в 2001 г., когда распоряжением мэра Юрия Лужкова была утверждена концепция развития информационных технологий в Москве. В 2003 г. городские власти перешли к конкретным действиям, приняв программу «Электронная Москва» – по сути, алгоритм действий по переходу к информационному обществу. Главная цель программы состоит в том, чтобы информационные системы способствовали повышению эффективности управления городским хозяйством. В программе нашли отражение практически все направления деятельности города. «В качестве приоритетных направлений работ по программе определены: безопасность города и интеграция служб 01, 02, 03, социальная карта москвича, единая городская база данных г. Москвы, проект «Одно окно», система информационной безопасности, система навигации и телемаркетинга для городского управления и т.д.», – сказал на конференции начальник управления информатизации правительства Москвы Сергей Митриков.

По словам разработчиков «Электронной Москвы», главным итогом 2003 года стало создание институтов, необходимых для реализации программы. «На конференции «Электронная Москва - 2002» мы обсуждали лишь проект программы, которая тогда значительно корректировалась», – сообщил RBC daily один изучастников конференции. Но за прошедший год произошло
главное – новая отрасль городского хозяйства на сегодня уже практически сформирована. По словам председателя Координационного совета «Электронной Москвы» Валентина Лазуткина, появилась программа, созданы и один за другим заработали ее институты – подразделение конструкторов, экспертный совет, Управление по информатизации в правительстве
Москвы и т.д.

В общих чертах механизм автоматизированной информационной системы будет заключаться в следующем. Прежде всего, будет создано распределенное хранилище данных – информационная основа, позволяющая накапливать огромные массивы информации и обеспечивать доступ к ним значительного количества пользователей. Кроме того, появится среда электронного
взаимодействия – программно-аппаратная система, которая позволит использовать все накопленные в ходе развития информационных систем в городе данные. Кроме того, в рамках системы будут предоставляться информационные услуги, которые позволят различным слоям общества получать доступ к той информации, которая им необходима.

«Новые информационные системы, которые будут внедрены в рамках программы «Электронная Москва», коренным образом изменят всю жизнь москвичей: трансформируются функции управления городом, экономика огромного мегаполиса станет более прозрачной», – сказал на конференции руководитель крупных проектов Oracle СНГ Анатолий Барышников. По его
словам, для создания в Москве крупных автоматизированных информационных систем необходима в первую очередь политическая воля руководителей, которая должна суметьзаставить работать все компоненты городского хозяйства в
едином информационном пространстве, генеральный план развития информационных систем города и подготовка профессиональных кадров.

Хотя ряд шагов в этих направлениях уже сделан, разработчики «Электронной Москвы» отмечают, что говорить о достигнутых результатах можно будет только после выполнения размещенных в рамках программы государственных заказов (их более 70).
«Работа предстоит большая, сложная, время на ее выполнение ответственной и самоотверженной работы каждого из ее участников», – отмечает Сергей Митриков. По наиболее смелым прогнозам, первых практических результатов реализации «Электронной Москвы» следует ожидать в 2005 году.

Однако, по словам Сергея Митрикова, о недостатках выполнения программы можно сказать уже сейчас. «Почти не выполняются требования по взаимодействию органов исполнительной власти и управления по информатизации, что проявляется в разобщенности и несовместимости принимаемых отдельными государственными заказчиками решений. Крайне неэффективно работают большинство ответственных за информатизацию в органах исполнительной власти г. Москвы», – говорит г-н Митриков. По его словам, не выполняются и требования столичного закона № 47, который в рамках программы «Электронная Москва» предусматривает консолидацию с 2004 г. бюджетных средств на информатизацию города (всего с 2003
по 2007 гг. на реализацию программы планируется потратить 63,332 млрд руб.). Непростая ситуация и с законодательством. Сегодня на создание и принятие того или иного закона в Москве уходит не менее полутора лет. Между тем технологии меняются примерно раз в 40 недель. Понятно, что нынешняя волокита с принятием законов (например – долгое узаконивание
электронной подписи), необходимых для создания информационного общества, этому не способствует. Тем не менее участники программы настроены оптимистично. «Мы эти недостатки знаем и постараемся сделать все, чтобы они в минимальном объеме повлияли на успех реализации программы «Электронная Москва», – заявил собравшимся Сергей Митриков.

Если все пойдет нормально, то Москва станет «пилотным проектом», примером создания информационного общества для всей России. Причина проста: в Москве программу реализовать проще, потому что здесь уже создана развитая оптоволоконная сеть, имеется очень серьезная профессиональная техническая инфраструктура, а также, как подчеркивали участники конференции, осознание
того, что программно-информационные системы должны финансироваться в первую очередь. И если обратиться к мировому опыту, то там уже давно происходит серьезный сдвиг от финансирования в основном инфраструктуры технической к финансированию инфраструктуры программно-информационной. В настоящее время в мире 70% финансирования приходится на программное обеспечение и консалтинг, и примерно 30% – на техническую инфраструктуру. В российских же регионах сегодня пока наблюдается обратная ситуация.

Отдел экономики
Андрей Сердечнов

Читайте также

все новости