Программа «Электронная Москва» станет стимулом для создания информационного
общества в стране В среду, 17 декабря, в Москве прошла научно-практическая
конференция «Электронная Москва - 2003». На мероприятии были подведены первые
итоги программы, которая реализуется в Москве уже в течение года.
Особое
внимание на конференции было уделено проблемам,возникающим на пути создания в
столице информационного общества, главным образом – организационным и
законодательным. Однако, по мнению участников конференции, если городская
целевая программа «Электронная Москва» будет реализовываться нынешними
темпами,то уже в 2005 году можно будет говорить о первых практических
результатах, а в последующие годы Москва станет моделью для создания
информационного общества в других российских регионах.
Столичная мэрия заявила о намерении превратить Москву в современный информационный город еще в 2001 г., когда распоряжением мэра Юрия Лужкова была утверждена концепция развития информационных технологий в Москве. В 2003 г. городские власти перешли к конкретным действиям, приняв программу «Электронная Москва» – по сути, алгоритм действий по переходу к информационному обществу. Главная цель программы состоит в том, чтобы информационные системы способствовали повышению эффективности управления городским хозяйством. В программе нашли отражение практически все направления деятельности города. «В качестве приоритетных направлений работ по программе определены: безопасность города и интеграция служб 01, 02, 03, социальная карта москвича, единая городская база данных г. Москвы, проект «Одно окно», система информационной безопасности, система навигации и телемаркетинга для городского управления и т.д.», – сказал на конференции начальник управления информатизации правительства Москвы Сергей Митриков.
По словам разработчиков «Электронной Москвы», главным итогом 2003 года стало
создание институтов, необходимых для реализации программы. «На конференции
«Электронная Москва - 2002» мы обсуждали лишь проект программы, которая тогда
значительно корректировалась», – сообщил RBC daily один изучастников
конференции. Но за прошедший год произошло
главное – новая отрасль
городского хозяйства на сегодня уже практически сформирована. По словам
председателя Координационного совета «Электронной Москвы» Валентина Лазуткина,
появилась программа, созданы и один за другим заработали ее институты –
подразделение конструкторов, экспертный совет, Управление по информатизации в
правительстве
Москвы и т.д.
В общих чертах механизм автоматизированной информационной системы будет
заключаться в следующем. Прежде всего, будет создано распределенное хранилище
данных – информационная основа, позволяющая накапливать огромные массивы
информации и обеспечивать доступ к ним значительного количества пользователей.
Кроме того, появится среда электронного
взаимодействия –
программно-аппаратная система, которая позволит использовать все накопленные в
ходе развития информационных систем в городе данные. Кроме того, в рамках
системы будут предоставляться информационные услуги, которые позволят различным
слоям общества получать доступ к той информации, которая им необходима.
«Новые информационные системы, которые будут внедрены в рамках программы
«Электронная Москва», коренным образом изменят всю жизнь москвичей:
трансформируются функции управления городом, экономика огромного мегаполиса
станет более прозрачной», – сказал на конференции руководитель крупных проектов
Oracle СНГ Анатолий Барышников. По его
словам, для создания в Москве крупных
автоматизированных информационных систем необходима в первую очередь
политическая воля руководителей, которая должна суметьзаставить работать все
компоненты городского хозяйства в
едином информационном пространстве,
генеральный план развития информационных систем города и подготовка
профессиональных кадров.
Хотя ряд шагов в этих направлениях уже сделан, разработчики «Электронной
Москвы» отмечают, что говорить о достигнутых результатах можно будет только
после выполнения размещенных в рамках программы государственных заказов (их
более 70).
«Работа предстоит большая, сложная, время на ее выполнение
ответственной и самоотверженной работы каждого из ее участников», – отмечает
Сергей Митриков. По наиболее смелым прогнозам, первых практических результатов
реализации «Электронной Москвы» следует ожидать в 2005 году.
Однако, по словам Сергея Митрикова, о недостатках выполнения программы можно
сказать уже сейчас. «Почти не выполняются требования по взаимодействию органов
исполнительной власти и управления по информатизации, что проявляется в
разобщенности и несовместимости принимаемых отдельными государственными
заказчиками решений. Крайне неэффективно работают большинство ответственных за
информатизацию в органах исполнительной власти г. Москвы», – говорит г-н
Митриков. По его словам, не выполняются и требования столичного закона № 47,
который в рамках программы «Электронная Москва» предусматривает консолидацию с
2004 г. бюджетных средств на информатизацию города (всего с 2003
по 2007 гг.
на реализацию программы планируется потратить 63,332 млрд руб.). Непростая
ситуация и с законодательством. Сегодня на создание и принятие того или иного
закона в Москве уходит не менее полутора лет. Между тем технологии меняются
примерно раз в 40 недель. Понятно, что нынешняя волокита с принятием законов
(например – долгое узаконивание
электронной подписи), необходимых для
создания информационного общества, этому не способствует. Тем не менее участники
программы настроены оптимистично. «Мы эти недостатки знаем и постараемся сделать
все, чтобы они в минимальном объеме повлияли на успех реализации программы
«Электронная Москва», – заявил собравшимся Сергей Митриков.
Если все пойдет нормально, то Москва станет «пилотным проектом», примером
создания информационного общества для всей России. Причина проста: в Москве
программу реализовать проще, потому что здесь уже создана развитая
оптоволоконная сеть, имеется очень серьезная профессиональная техническая
инфраструктура, а также, как подчеркивали участники конференции, осознание
того, что программно-информационные системы должны финансироваться в первую
очередь. И если обратиться к мировому опыту, то там уже давно происходит
серьезный сдвиг от финансирования в основном инфраструктуры технической к
финансированию инфраструктуры программно-информационной. В настоящее время в
мире 70% финансирования приходится на программное обеспечение и консалтинг, и
примерно 30% – на техническую инфраструктуру. В российских же регионах сегодня
пока наблюдается обратная ситуация.
Отдел экономики
Андрей Сердечнов