- Отменяются только те нормы, которые (по опыту 10 лет применения закона) невозможно контролировать и доказать в суде. Они просто засоряют текст. Закон действующий не плохой, он просто устаревший. За 10 лет рекламный рынок изменился многократно и кардинально. Не существовало мобильных телефонов, интернета, рекламы по факсу, телемагазинов, пищевых добавок, половины форм рекламных носителей в области наружной рекламы. То есть не было предмета регулирования. Теперь эти предметы появились. И поэтому данный закон представляет по сути своей новый рекламный кодекс, он сводит воедино все правила, разбросанные по десятку законов.
- В проекте ряд положений направлен на защиту прав несовершеннолетних. Что вы предлагаете конкретно?
- Вводится большое количество ограничений как на адресацию рекламы к несовершеннолетним, так и на использование их кумиров и самих несовершеннолетних в рекламе социально опасных товаров и видов деятельности. Кроме того, мы запрещаем рекламщикам использовать подростков для продвижения такого товара: сейчас во всех сетевых магазинах, ночных клубах стоят девушки и юноши, раздающие пробники сигарет и алкоголя.
- Что такое "зонтичные бренды", которым посвящена часть закона?
- Старый законопроект запретил или ограничил рекламу сигарет, алкоголя. Производители нашли выход: они регистрируют товары с аналогичным названием и рекламируют уже не водку "Флагман", не водку "Гжелка", а минеральную воду "Гжелка" или конфеты "Флагман". Самое главное - чтобы товарный знак писался точно так же, как на этикетке водки, тогда у человека в голове происходит смешение. Это называется зонтичным брендом. Бренд, который покрывает, как зонтиком, тот товар, в продвижении которого заинтересован производитель.
- Документ впервые вводит ограничения на рекламу азартных игр...
- Вообще игорный бизнес - это наркотик. Не менее социально опасная вещь, чем алкоголь и табак. Опасность не в казино, куда вход ограничен стоимостью, а в расплодившихся по всей стране игровых автоматах, вход в которые для молодежи не ограничен. Их яркая, зовущая реклама (наружная, телевизионная, на радио) обещает молочные реки, кисельные берега. Мы рассматриваем игорный бизнес как порок. Потому что то, что мы имеем сейчас, это не реклама, это пропаганда игорных заведений, бизнеса и образа жизни - "приди и выиграй".
- Какие еще ограничения собирается наложить Дума на наружную рекламу?
- Три категории - огромный сегмент рынка - мы запрещаем. Это табак, алкоголь, наружная реклама казино и игровых залов.
- По слухам, на авторов закона лоббисты этих сфер бизнеса оказывали серьезное давление. Вы что-нибудь знаете об этом?
- Без комментариев.
Михаил ВИНОГРАДОВ