- Как вы оцениваете
рынок общественно-политических журналов?
- Я считаю, что на
рынке достаточно много журналов, но явного лидера среди них нет. Нет такого
журнала, который пользовался бы безусловным авторитетом. Например, на рынке
деловых журналов такой есть. Это журнал «Эксперт». А авторитетными
общественно-политическими журналами от силы можно назвать журналы «Власть»,
«Профиль». Есть еще «Еженедельный журнал», «Итоги»... Этих журналов вполне
достаточно для рынка. В то же время они какие-то неяркие. Может, потому, что
общественно-политическая жизнь больше присутствует в ежедневных газетах. Может,
людям не очень интересно отслеживать какие-то аналитические заметки. К тому же у
нас очень много газет, которые по своей сути являются общественно-политическими
журналами. Я бы сказал, что «Независимая газета» - общественно-политический
журнал, выходящий в ежедневном режиме. Те же «Московские новости»... И «Огонек»,
кстати, сейчас, после прихода туда Виктора Лошака, стал трансформироваться. Он
изменяется: более развлекательный журнал, который делал Володя Чернов, занимает
нишу начала 90-х годов, то есть общественно-политическую. Когда мы говорим про
эту нишу, ни в коем случае не нужно забывать о примерах тех газет, которые я
назвал, - они все в ней толкутся.
- А с точки зрения бизнеса это
выгодно?
- «Итоги», «Власть», «Деньги» вполне рентабельный бизнес. У них
уже есть имя, есть рекламодатели, есть свои читатели. Но яркого лидера среди них
нет, в этом проблема. Мне кажется, что подобные журналы должны занимать какую-то
общественно-политическую позицию, они не должны просто описывать ситуацию, а
глядеть в какую-то политическую сторону. Они не должны быть нейтральными,
блеклыми. Может быть, они даже должны быть где-то скандальным. А они пишут все
одно и то же. Как-то это все пошловато.
- Почему, на ваш взгляд, нет
одного признанного лидера, нет журнала, который бы читали во всей России?
- Я не говорю, что должен быть один журнал, я не предлагаю вернуться в
советские времена. Думаю, что сложившаяся ситуация - свидетельство отсутствия
читателя, который покупал бы только один журнал и только его и читал. В
принципе, у людей разные взгляды. Кому-то нравится больше один журнал, кому-то
другой. Мне кажется, все эти журналы очень московские, нет российского журнала,
который имел бы большие тиражи по стране. Я так ощущаю, я сейчас не опираюсь на
статистику. Но если на нее посмотреть, то можно увидеть, что тиражи в регионах
небольшие. Может быть, людей в регионах политика не так интересует. Помните,
какой тираж был у «Огонька» в начале 90-х? А сейчас людей больше потребительские
вещи интересуют.
- Издательский дом «Проф-Медиа» не интересует ниша
общественно-политических журналов?
- Не интересует до такой степени,
что, если бы я купил «Огонек» (а я в принципе его бы купил), я бы оставил в том
виде, в котором его делал Чернов. И ни в коем случае не возвращался в нишу
общественно-политического журнала. Журналов, которые есть на рынке, достаточно,
а большого количества читателей в этой нише нет.
- А от «Эксперта» вы
собираетесь отказываться по этим же причинам?
- От «Эксперта» мы не
хотим отказываться, мы с удовольствием купили бы эти недостающие до ста
процентов шестьдесят. Но мы отказываемся от «Эксперта», потому что та структура
капитала, та структура управления, которая сложилась в этой компании, нас как
акционеров не устраивает. А сам продукт нас очень устраивает.
- Это
был бы единственный журнал в этой нише в вашем издательском доме не
развлекательного характера.
- Вероятно, да. Но у нас есть еще
«Финансовый директор».
- Но это скорее ориентация на B2B-издания.
- Да, В2В мы будем развивать - совместно с Independent Media.
- Вы считаете, это более прибыльно, чем общественно-политические
журналы?
- Я не считаю, что
общественно-политические журналы не прибыльны. Но массы денег в этом секторе я
не вижу. А те игроки, которые есть, достаточно плотно держат свою нишу.
Читайте также:
А.Волин: "Надо идти туда,
где есть деньги"
Журналы некому
читать
О.Никулина:
"Стоимость компании увеличивают газеты, а не журналы"