Назад

В Европе запретили рекламу табака

Свою директиву по борьбе с курением Еврокомиссия подготовила еще несколько лет назад. Однако ее реализацию отложили для того, чтобы изменить структуру рекламного рынка (табачники были одной из основных категорий рекламодателей), а также дать время спортивным организациям найти себе новых спонсоров.

Вчера все сроки истекли. Теперь во всех странах Евросоюза запрещено размещать рекламу в теле- и радиоэфире, в печатных СМИ и интернете. «Запрет на рекламу табака — один из наиболее эффективных способов снизить его потребление. Эта директива спасет жизнь людям и снизит число европейцев, страдающих хроническими заболеваниями из-за пристрастия к сигарете» , — заявил еврокомиссар по здравоохранению и защите прав потребителей Маркое Киприану. По его мнению, хорошо бы везде запретить курение в общественных местах, но это должно быть добровольным шагом каждой страны.

По расчетам, отсутствие рекламы табака окажет благотворное воздействие на здоровье людей. Так, потребление сигарет должно сократиться на 7 %. А в дальнейшей перспективе уменьшится и число смертей, вызванных вредной привычкой (по статистике, в странах ЕС от заболеваний легких умирает 650 тысяч человек).

Всего в мире, по данным ВОЗ, курят 250 млн женщин и 1 млрд мужчин, то есть каждый пятый житель планеты. Россия- третья по числу курильщиков. По данным НИИ пульмонологии Минздравсоцразвития, в России курят 72 % мужчин и 20 % женщин. Больше всех подвержены вредной привычке москвички — 28 %.

Эксперты уверяют, что скоро России не останется ничего другого, как последовать за Евросоюзом и ввести тотальный запрет на рекламу табака. Сейчас запрещен показ рекламных роликов только на телевидении, все остальное, в том числе наружная реклама, разрешено. «Мы с опозданием идем за всеми западными веяниями. Рамочную конвенцию по борьбе с табаком не подписали, но скоро подпишем» , — заявил «Известиям» заместитель генерального директора ассоциации «Табакпром» Виктор Стефашин. При этом, по его словам, сами табачники готовы это сделать хоть сейчас. Основное сделано. «Бренды транснациональных корпораций уже раскручены. От потери рекламного места табачники уже ничего не потеряют» , — говорит Стефашин. Еще несколько лет назад производители табака решили установить для себя самоограничения: прекратить пропаганду курения среди молодых, не приглашать известных людей для рекламы табака, сократить количество наружной рекламы. Тем не менее жесткий закон о табаке, предусматривавший в том числе многочисленные штрафы за продажу сигарет несовершеннолетним и полный запрет на рекламу табака, табачное лобби не пропустило.

Выживет ли «Формула-1» без сигарет?

Запрет на рекламу сигарет в Старом Свете ставит точку в более чем 30-летней истории сотрудничества табачных компаний с европейским профессиональным спортом. В начале 70-х, теснимые законодателями с телеэкранов, «никотиновые» производители открыли для себя новую выгодную рекламную площадку — большой спорт. Некоторые особо щепетильные спортивные менеджеры (в частности, в Международном олимпийском комитете) сразу указали таким спонсорам на дверь, но в таких видах, как крикет, регби или дартс, табачных меценатов встретили с распростертыми объятиями. Особенно тесная дружба завязалась у сигаретных королей с автоспортом и снукером — без всякой натяжки никотиновые деньги изменили облик этих видов и вывели их на новый финансовый уровень. Только элитный чемпионат в классе машин «Формула-1» в лучшие годы получал за пропаганду курения до 350 миллионов долларов.

Фантастические инвестиции табачных фирм в рекламу в мире авто- и мотоспорта в конце прошлого века вывели их в число крупнейших спонсоров мирового спорта вслед за производителями соревновательной экипировки. Однако после того, как в Европе и Северной Америке провозгласили курс на запрет рекламы сигарет, табачные денежные реки начали быстро иссякать. «Никотинозависимым» видам спорта на расставание со своими сомнительными меценатами специальным решением было отпущено три года, хотя в отдельных странах драконовские законы в отношении пропаганды курения действуют уже с 2002 года. Их пытались обойти, выпуская на трассы машины, где вместо названия марки сигарет красовались вопросительный знак или надпись, стилизованная под фирменную табачную. Однако всем было ясно, что долго такая «партизанская кампания» продолжаться не может.

Волей-неволей представителям автоспорта и снукера пришлось искать новых спонсоров. И некоторые нашли их в достаточно неожиданных областях — например, среди производителей элитного виски или антиникотиновых препаратов. Однако потери столь велики, что полностью компенсировать их невозможно. Поэтому, к примеру, командам «Формулы-1» в ближайшее время придется пойти на резкое сокращение бюджетов либо искать варианты продолжения сотрудничества с «курильщиками». В частности, не исключен вариант, что запрет на рекламу табака постепенно вытеснит элитный автоспорт из стран Евросоюза. Из-за финансовых проблем под угрозой закрытия в последнее время находятся практически все европейские Гран-при в «Формуле-1» , в то время как мир «Больших призов» все активнее развивается в направлении стран «третьего мира» , где запрет На пропаганду курения пока не действует.

Елена ШИШКУНОВА

Читайте также

все новости