Замначальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Сергей Пузыревский рассказал, что 10-кратное увеличение штрафов сделает незаконное размещение рекламы экономически невыгодным. По словам сотрудника ФАС, многие издательские дома злоупотребляют рекламой крепкого алкоголя — тем более что штрафы начисляются не за каждое отдельное нарушение, а “в совокупности”. Президент ИД Родионова Алексей Волин поясняет, что сейчас экономическая выгода от размещения рекламы алкоголя существенно превышает размер штрафов. “Рекламный модуль стоит $10 000, а максимальный штраф составляет около $1500, и надо быть круглым идиотом, чтобы отказаться от заказов”, — говорит Волин. Неудивительно, что многие издания предпочитают игнорировать требования антимонопольного ведомства. Летом 2003 г. чиновники даже пытались лишить лицензии журналы Maxim и Premiere, которые продолжали рекламировать крепкие спиртные напитки вопреки предупреждениям и штрафам МАП.
“С драматическим увеличением штрафов размещать рекламу алкоголя станет бессмысленно, — говорит президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев. — Со вступлением нового закона в силу мы приостанавливаем прием заказов”. А председатель совета директоров РА BBDO Russia Элла Стюарт поясняет, что ответственность за нарушение законодательства несут и распространитель рекламы, и рекламодатель. “Мы всегда консультируем клиентов о возможных рисках рекламного материала, связанных с его содержанием, оформлением, а также временем, местом и средством размещения,” — говорит Стюарт.
Директор по корпоративным коммуникациям группы компаний “Союз-Виктан” Сергей Комодский прогнозирует, что с введением новых правил алкоголь будет рекламироваться либо в местах продаж, либо в отраслевых журналах. А в BBDO считают, что “штрафы могут повлиять на стоимость размещения слабоалкогольных напитков, например пива”. “Логично предположить, что цены вырастут”, — заключила Стюарт.
Справка:
По итогам 2004 г. ФАС вынесла 905
постановлений за нарушение рекламного законодательства на общую сумму 14 550 000
руб. 45,9% штрафов выписаны нарушителям общих требований закона (например, когда
в печатных СМИ рекламируется крепкий алкоголь), 18% – за недобросовестную,
неэтичную рекламу, еще 9,4% – за размещение рекламы в неположенном месте, 2,6% –
за нарушения при рекламировании страховых и финансовых услуг, 1,2% – за
незаконную рекламу на телевидении (например, с помощью зонтичных брэндов). По
итогам первого полугодия 2005 г. вынесено 432 постановления.
Арина ШАРИПОВА