Техническая господдержка тоже оставляла желать лучшего. Печатная машинка является орудием производства номер один еще во многих кабинетах редакций. В связи с этим при госизданиях зачастую учреждаются независимые СМИ, благодаря которым издания имеют возможность привлекать международную грантовую помощь для приобретения современной оргтехники. К примеру, благодаря зарубежной помощи, а не государственному бюджету, Национальная телерадиокомпания модернизировала свою производственную базу.
На прошедших в феврале этого года парламентских выборах госучредители использовали свою прессу в качестве "тяжелой артиллерии" против пришедшей затем к власти оппозиции. В результате сегодня ведущие издания с оппозиционным прошлым иногда поддерживают новое правительство гораздо больше, чем старейшие официальные СМИ. В этих условиях на первом после революции Национальном медиа-форуме, курирующий вопросы СМИ в бакиевском кабинете министров и.о. вице-премьера Адахан Мадумаровзаявил, обращаясь к главным редакторам и сотрудникам официальной прессы: "Пишите что хотите - плывите куда хотите".
Это высказывание стало уже историческим для постреволюционных СМИ Киргизии. Сам в прошлом журналист, и. о. вице- премьера однозначно заявил, что в ближайшее время в Киргизии не будет государственных СМИ. По словам руководителя влиятельного общественного объединения "Журналисты" Кубана Мамбеталиева , собственные газеты имеют министерства образования и внутренних дел. В ряде регионов в роли учредителей изданий выступают налоговые инспекции и управления прокуратуры, которые также выпускают свои издания. Помимо этого в обязательном порядке есть газеты у областных, городских и районных городских администраций. Комментируя данное положение дел, Адахан Мадумаров резюмировал: "Вместо них достаточно иметь одно правительственное издание в виде бюллетеня, остальная пресса должна быть разгосударствлена. Пусть будет абсолютно свободной, пишет, что считает нужным и сама зарабатывает себе на жизнь". По его мнению, при прошлой власти большинство официальных изданий не отражали реального положения дел в стране, выражая исключительно интересы высокопоставленных госчиновников. "Новости государственного телеканала в одном эфире давали 15 сюжетов про Аскара Акаева , 13 - про его супругу и прогноз погоды, - говорит Мадумаров. - Оппозиционные издания, в свою очередь, не раз демонстрировали, как им удавалось возрождаться буквально из пепла после давления государственной машины". Кабинет министров готов дать вольную на акционирование правительственных общереспубликанских изданий, которые будут иметь возможность привлекать в свои ряды любых учредителей.
Куда пойтиНе исключено, что срочно начавшаяся радикальная реформа официальной прессы в первую очередь негативно отразится на освещении работы органов государственной власти. К слову, недоброжелатели и.о. первого вице-премьера Феликса Кулова, который имеет шансы стать премьер-министром страны, уже говорят о том, что эта реформа и начиналась ради того, чтобы не дать возможности будущему главе правительства пиарить себя через свои издания. Если до сего времени для бюджетных изданий материалы о деятельности госструктур были наиважнейшим делом, то в скором будущем чиновникам, видимо, придется уговаривать редакторов размещать официальные материалы. Возможно, что руководителям СМИ и ведомств удастся установить партнерские и взаимовыгодные отношения. Это будет наиболее приемлемый вариант. К примеру, подобная информация может публиковаться на правах рекламы. Но есть и большая вероятность того, что местные администрации тоже начнут издавать различные официальные бюллетени. Либо станут фактическими соучредителями негосударственных изданий.
Кто на новенькогоЛьвиную долю финансовых ресурсов в медиа-бизнесе Киргизии составляли и продолжают составлять грантовые вливания международных организаций и стран-доноров. Но эти структуры согласно национальному законодательству не смогут стать владельцами контрольных пакетов государственной прессы. Возможно, что "официальные" медиа-бренды привлекут внимание зарубежных инвесторов. Правда, у негосударственных СМИ, не имеющих отрицательного имиджа, в этом плане больше преимуществ. К примеру, владельцем бишкекской телекомпании НБТ недавно стал казахский медиа-холдинг "31 канал". Более тяжелая судьба ожидает региональные издания. Здесь, за исключением города Ош, отсутствуют не только потенциальные инвесторы, но и рядовые рекламодатели.
В последнее годы наиболее прибыльными в республике считались издания
коммерческо-рекламного плана, которые не утруждают себя публикациями
общественно-политического характера и не имеют штатных журналистов, а также
радиостанции, деятельность которых не требует больших вложений. Не исключено,
что после реорганизации национальных СМИ кыргызстанцы будут узнавать о событиях
в стране из зарубежной прессы.
Игорь ШЕСТАКОВ, член правления
Центрально-Азиатского PEN-клуба