Лидерами по тиражам в 2004 году были три категории
журналов: телегиды, кроссвордные журналы и издания о кино. В совокупности их
доля составляет около трети российского журнального рынка. Динамично развивается
рынок женских журналов.
Из значимых событий на рынке
в 2004 году необходимо отметить относительное сокращение притока на рынок новых
изданий, относящихся к сегменту так называемой «желтой» прессы, и появление
большего числа новых качественных изданий, в том числе деловых, женских,
научно-популярных, познавательных, развлекательных. Например, интересно
появление таких новых проектов, как журналы «Glamour»
, «Русский Newsweek», «Time Out», «Forbes», «СамаЯ», «Садовник», детский
журнал «Открой мир с Воли», газета «Бизнес».
Еще одна из
тенденций на рынке печатной продукции – уменьшение формата изданий. Теперь на
смену стандартному формату А4 пришел новый удобный формат А5.
Три крупных издательских дома – «Индепендент Медиа»,
«Бурда» и «Конде Наст» – столкнулись в одной нише, предложив своим читательницам
«Cosmopolitan mini», «MINI» и «Glamour», а мужчинам – малый формат «Men`s
Health».
Журнал «MINI» – первооткрыватель среди
журналов мини-фомата. Первый выпуск глянцевого журнала «MINI» ИД «Бурда» вышел в
октябре 2002 года, открыв свои секреты любительницам моды и красоты.
Преимуществом для многих женщин стал именно мини-формат журнала – его можно было
уместить в дамскую сумочку.
Журнал «Cosmopolitan» в
апреле этого года отметил десятилетие. Модные тенденции, описываемые на
страницах журнала, красота, косметика, советы психологов и специалистов разных
областей, тесты, юмор, истории из жизни сразу завоевали сердца российских
женщин. В ноябре 2003 года все самое интересное и полезное предстало перед
читательницами в мини-формате.
«Glamour» появился в
России 1 сентября 2004 года. Глянцевый журнал мини-формата, издаваемый крупным
международным ИД Conde Nast, предназначен современным женщинам в возрасте от 18
до 35 лет, со средним уровнем дохода, жительницам большого города, тем, кто
хочет успешно совмещать личную жизнь и карьеру, всем интересуется, умеет
получать от жизни удовольствие и стремится все на свете успеть.
«Центр дистрибуции прессы» пристально наблюдает за
продажами изданий одного формата. Никто не ожидал, что с ужесточением рыночной
конкуренции продажи не только не сократятся, но и вырастут.
Гонка началась с появлением на рынке журнала «Glamour».
Свою борьбу на российском рынке «Glamour» начал за несколько недель до появления
на прилавках. Перед выходом первого номера рекламные ролики транслировались на
«Первом канале», «СТС», «MTV-Россия», «Муз-ТВ» и на кабельных каналах. Журнал
также стал спонсором показа на «НТВ» сериала «Секс в большом городе», разместил
наружную рекламу в Москве, рекламу в печатных СМИ. После выхода издания на
местах продаж проводились промо-акции. В течение месяца промо-персонал знакомил
посетительниц магазинов с журналом в рамках «веселых» гаданий и рассказывал им о
новом издании. В подарок женщинам и молодым девушкам вручались стильные
украшения от «Glamour», а при покупке журнала – другие привлекательные
аксессуары.
Всеобщее признание «Glamour» резко
сказалось на продажах «Cosmopolitan mini». Конкурентная среда заставила активнее
прибегать к новым творческим идеям и масштабным рекламным кампаниям, что и
сделал ИД «Индепендент Медиа».
Так, свою популярность
«Cosmopolitan mini» доказал в марте 2005 года. Интрига началась в феврале:
экраны телевизоров запестрили роликами, а зимние улицы – яркими красками в
«Cosmo-стиле». Результатом этой акции стали продажи мартовского номера – ведь он
побил все рекорды продаж в сети «ЦДП», прирастив тиражи на 90%!
Если говорить в целом о тиражах «Glamour», «MINI» и
«Cosmopolitan mini» в сети «ЦДП», то они не только не упали, но все три издания
в этой гонке сумели их даже прирастить. Причина очевидна – рынок достаточно
емкий, и на этапе его сегментации каждое издание заняло свою нишу, представ
перед читателями в своем индивидуальном образе.
Сейчас издательские дома активно готовятся к осени,
тщательно разрабатывая рекламные кампании. Намечается «битва» стилей, креатива,
талантов и идей. Самое интересное, что мы уже знаем, кто будет в выигрыше, –
потребитель, получивший в конечном счете «суперпродукт мини-формата».
Наталья СЛИНКИНА