С целью оценить объемы рекламного рынка прессы Украины за 2005 год в целом
и по сегментам в разрезе периодичности выхода изданий, по типу
(общественно-политическая, женская, деловая/ журналы, газеты) и географии
изданий, а также спрогнозировать развитие рынка в 2006 году. При оценке емкости
рынка прессы мы учитывали рынок региональной прессы, который в последние годы
активно развивается за счет возросшего интереса рекламодателей к региональным
рынкам (наиболее активно рекламируются сегменты: банки, мобильные операторы,
политическая реклама).
Общие тенденции
2005 год
можно считать переломным для сегмента прессы – процесс формирования и развития
прессы как отрасли сдвинулся с «мертвой» точки и все активнее набирает обороты –
это касается не просто количественных (выход новых изданий), а серьезных
качественных изменений, которые приводят к глобальным изменениям на рекламном
рынке Украины.
По инициативе издательских домов УАИПП и ВРК проводят
целый ряд мероприятий, направленных на повышение прозрачности сегмента прессы и
разработку форм удобной работы с прессой для рекламодателей и рекламных
агентств.
В планах УАИПП разработка единой системы стандартов рекламы в
печатных СМИ, формирование базы данных печатных СМИ, содержащей всю необходимую
для планирования информацию об изданиях. На сегодняшний день работает комиссия
по созданию эффективной Национальной тиражной службы. Все эти действия ведут к
изменению восприятия прессы, как более прозрачного сегмента и позволяют снять
проблему недооцененности прессы в Украине.
В 2006 году сохранится
тенденция увеличения сегментации на рынке печатных СМИ, а также обострения
конкуренции в традиционных сегментах. Рост цен на рекламу в прессе в 2006 году,
по отношению к 2005 году, составит 35-40%.
Основные риски связаны
c: нестабильной ситуацией в сфере законодательства, регулирующего работу
субъектов рекламного рынка (реклама алкоголя и табака, пересмотр квот на
размещение ТВ-рекламы); непрогнозируемой политической ситуацией в стране
накануне парламентских выборов.
Факторы, за счет которых возможен рост объема рынка рекламы
в прессе в 2006 году:
- Формирование новых сегментов печатных СМИ (ежедневная деловая пресса, life
style, «умный» глянец)
- Выход на рынок Украины целого ряда новых изданий
- Выход на рынок Украины новых компаний
- Активное размещение политической рекламы
- Запрет рекламы алкоголя и табачных изделий на ТВ и в наружной рекламе
(возможный)
- Повышение цен на ТВ-рекламу и перезаполненность рекламного ТВ-эфира
- Медиа-инфляция 20-40%
- Развитие нового рекламного сегмента – ретейл-рекламы
Факторы, влияющие на снижение объема рынка рекламы в прессе
в 2006 году:
- Резкое увеличение бюджетов табачных компаний на наружную рекламу, в связи
с угрозой запрета рекламы на наружных носителях
- Возможное «замораживание» рекламной активности перед парламентскими
выборами
- Сокращение прессовых бюджетов (в первую очередь FMCG-сегмент) в связи с
высокой медиа-инфляцией в ТВ-сегменте
- Стереотип восприятия ТВ как более дешевого и эффективного
носителя
Учитывая все вышеназванные факторы, можно оценить общую емкость
сегмента прессы в 2005-2006 году следующим образом:
ПРЕССА В
ЦЕЛОМ2005 год
- По мнению экспертов, общий объем рекламного рынка, приходящийся на сегмент
прессы в 2005 году, составит около 131 млн. у.е. (без НнР и без рекламы
СМИ)
ПРОГНОЗ НА 2006
- Предполагаемый рост объемов рынка прессы в 2006 году по сравнению с 2005
годом составит – около 35 % (порядка 176,8 млн. у.е., без НнР и без рекламы
СМИ)
Расхождение в оценке с прогнозом ВРК, связано с добавлением объема
региональной рекламы (11 млн.), с выходом в 2005 году целого ряда изданий в
журнальном сегменте, а также ростом цен на 15-20% у крупных игроков журнального
(«Единственная») и газетного («Сегодня») сегмента.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА
- По мнению экспертов, специализирующихся на региональной прессе, размещение
рекламы в региональной прессе осуществляется преимущественно в
общественно-политических и рекламно-информационных изданиях и распределяется
следующим образом:
Общественно-политические издания
- Киевские – 60%
- Региональные издания - 40%
Рекламно-информационные
- Киевские – 70%
- Региональные издания - 30%
* погрешность +/- 5%
Факторы,
за счет которых возможен рост объема рынка в региональной прессе в 2006
году
- Заинтересованность новых сегментов рекламодателей в региональных рынках
- Активная политическая реклама
- Улучшение качества печати и переход целого ряда изданий в цветной
формат
Развитие рынка прессы неравномерно для различных сегментов.
Наиболее активная динамика наблюдается в сегментах: общественно-политической,
деловой, развлекательной прессе и телегидах.
Факторы, за счет которых
возможен рост объема рынка в деловой прессе в 2006 году:
- Формирование и активное развитие нового сегмента – деловая ежедневная
пресса
- Активный рост аудитории деловых изданий (полугодовая аудитория деловых
изданий по данным TNS выросла за год в 1,8 раза и в 2005 году составляет 85,4%
читателей-жителей городов-миллионников в возрасте 20-55 лет).
- Возможный выход новых изданий в еженедельный сегмент
- Рост цен на рекламу – 30-40%
Факторы, за счет которых возможен рост
объема рынка в общественно-политической прессе в 2006 году
- Политическая реклама
- Выход в цвете одного из наиболее крупных игроков сегмента общественно-
политической прессы
- Рост цен на рекламу на 20%
- Добавление нового сегмента рекламодателей –
ретейл-реклама
Факторы,
за счет которых возможен рост объема рынка в развлекательной прессе в 2006
году:
- Выход большого порядка 7 новых изданий
- Рост цен на рекламу 25-30%
Таблица. Объем
рынка прессы Украины, 2005 - 2006 гг. ...