Назад

У России обозначился свой путь сетевого развития: плата взимается за содержимое сайтов

Деньги, заплаченные пользователем за доступ к Интернету, получают владельцы серверов и каналов связи. Те же, кто создает информационные ресурсы, вынуждены либо брать плату с желающих посещать сайт (например, хранилища аудиозаписей и некоторые сетевые библиотеки), либо довольствоваться выручкой за рекламу.

Рекламный бизнес в WWW выглядит следующим образом. Всякий раз, когда вы видите в окне браузера банер (рекламную ссылку, прячущуюся за прямоугольником с завлекательной картинкой), владелец ресурса получает деньги. Небольшие. Тысяча показов банера приносит в среднем доллар. Если вы соблазнились банером и пошли по ссылке, это уже не «показ», а «переход», он же «клик». Клик стоит центов десять. Именно из-за рекламных денег посещаемость сайта стала главным показателем его успешности. Оговоримся: расценки на «показы» и «клики» сильно зависят от качества и популярности сайта. Существует, строго говоря, еще одна возможность получить деньги - предоставить право использовать (за плату) информационные материалы. Так работают по договоренности со своими партнерами сайты некоторых западных газет и иных традиционных СМИ. В России, где авторские права защитить сложно, это не работает.

Такова доходная часть бюджета сайта. В расходной среди прочего плата за так называемый хостинг - размещение сайта на сервере интернет-провайдера. Основа расчетов - объем исходящего и входящего трафика, генерируемого сайтом.

Пользователю схема всех этих расчетов неинтересна. Ему интересны именно ресурсы, сайты, ради возможности посещать которые мы и платим деньги. Однако из этих денег владелец сайта ничего не получает.

Теперь ситуация не радикально, но качественно изменилась: в России нашелся провайдер, который готов платить тому, кто разместит у него сайт. При условии, что этот сайт будет генерировать трафик определенного объема и структуры.

Компания, которая проявила инициативу, - «Мастерхост» (на ее серверах находятся многие популярные сайты - anekdot.ru, «Комсомольская правда» etc.) - сотрудничает с канальным оператором «Транстелеком», который, в свою очередь, заинтересован в увеличении интернет-трафика, поставляемого в российские регионы. Официально «Транстелеком» не платит генераторам трафика, однако из комментария представителя компании можно сделать вывод, что «Мастерхост» получает доступ к каналам передачи данных на особых условиях: "мы безусловно заинтересованы в росте популярного в регионах контента и учитываем этот интерес при расчетах с «Мастерхостом», но "предложения «Мастерхоста» - это не предложения «Транстелекома».

Введение платы за право разместить на своем сервере популярный сайт должно повлиять на рынок услуг канальных операторов. Однако на вопрос о том, приведет ли инициатива платить за трафик к серьезным изменениям на рынке хостинга, они прямого ответа не дают. РТКомм.РУ, крупнейший конкурент «Транстелекома», от комментария отказался. Из слов представителя Equant следует, что этот оператор не ждет перемен на рынке. В «МТУ-Интел» приводят как пример обеспечение (за счет компании) своим абонентам доступа к платным музыкальным архивам.Главный редактор Lenta.ru Антон Носик считает плату за содержимое сайтов естественной. Владелец канала берет, например, с Яндекса, плату за то, что на Яндексе же и зарабатывает, взимая плату со своих клиентов за трафик, порожденный популярным интернет-ресурсом. Первым, кстати, кто высказал идею платить поставщикам контента, был именно гендиректор Яндекса Аркадий Волож.

Инициатива «Мастерхоста» вряд ли приведет к радикальным изменениям на рынке услуг хостинга и передачи данных: суммы, на которые может рассчитывать владелец популярного ресурса, составляют в лучшем случае немногие сотни долларов. Но это важный фактор, влияющий на принятие владельцем сайта решения о том, чьими услугами хостинга воспользоваться.

***

Как ФСБ помогла ликвидировать атаку хакеров с территории Южной Кореи

Случайно или нет (версия о происках конкурентов все еще рассматривается), но инициатива «Мастерхоста» совпала по времени с т.н. DDоS-атакой на сайт компании. Суть дела состоите следующем: злоумышленники, используя те же приемы, которые в ходу у вирусописателей, заражают («зомбируют») компьютеры по всему миру. В определенный момент эти компьютеры одновременно генерируют ложные запросы к серверужертве, перегружая его или канал связи. Оказывается, DDоS-атаки носят у нас регулярный характер. Нападают на сайты политических партий, конкурентов по бизнесу и часто просто на нелюбимые ресурсы. Не понравилось хакеру, как с ним обошлись на каком-нибудь форуме (месте публичной сетевой дискуссии), и он пытается «завалить» сервер. Бывает это и с целью банального шантажа компании.

По словам Дмитрия Склярова (доцент кафедры «Информационная безопасность» МГТУим. Баумана; именно он был арестован в 2001 году по иску компании Adobe и впоследствии полностью оправдан американским судом), эффективных средств борьбы с этой напастью не существует. «Грамотное» нападение действительно делает сервер недоступным - есть примеры, когда хакерам не могли противостоять даже очень крупные компании.

По сведениям «Известий», цены на услуги сетевых рэкетиров, берущихся организовать атаку, начинаются от US200 за день нападения (с этим, впрочем, легко справиться) до US10 тыс. за заказ специалисту экстракласса. Полгода назад один из российских ресурсов, атакованный с «зомбированных» южнокорейских компьютеров, испытывал серьезные проблемы: договориться по телефону с корейскими системными администраторами о том, чтобы они убрали хакерские программы со своих компьютеров, не удалось. Тогда переадресовали (технически это несложно) все обращения с атакованного сайта на сайт ФСБ. Последний на несколько часов «лег». Затем «поднялся», и атака более не возобновлялась. Что именно предприняли специалисты этого почтенного ведомства, знают только корейские сисадмины.

Андрей Анненков

Читайте также

все новости