Назад

Три предложения от «Пяти углов»

Три предложения от «Пяти углов»

В начале июня в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Детская печатная пресса: проблемы и перспективы развития», в котором приняли участие издатели детских газет и журналов, распространители печатной продукции, представители отраслевых общественных организаций и журналисты. Главный редактор журнала «Пять углов» Сергей Грачев подробно остановился на проблемах школьного образования и воспитания, а также сформулировал ответ на вопрос «Что делать детским изданиям?».

Предложение первое. Пойти в школу 

Сегодня, когда у печатных СМИ много проблем с доставкой, тарифами и пр., имеет смысл вспомнить о простом и относительно дешевом канале распространения, который детские СМИ потеряли. Почему мы ушли из школы? Ведь мы все работали на эту аудиторию. Наша задача – помогать учителям и родителям. Как школа оказалась закрыта на семь замков с вахтерами, с глушилками, с металлоискателями? Всех интересует, что у ребят в кармане, но никого не интересует что у них в голове. Почему нас прировняли к торгашам? А подписку школьные библиотеки не могут ввести – нет денег.

Что же происходит в школе? Сейчас нам аукается то, что мы заварили еще в 90-х годах. В школе кризис. Пока школьная реформа работает по внешнему контуру, внутри ничего не меняется. Более того, информация, поступающая из школ, все чаще напоминает боевые сводки: там постреляли, там издеваются, там снимают директора, там сняли двери в туалете и т. д.

Мы провели опрос среди школьников. Из них 72% не любят ходить в школу. Почему? Потому что школа у них вызывает острое неприятие, там нет контакта, нет взаимопонимания и нет доверия к учителям. Но ведь это очень серьезная проблема. В семье, кстати, тоже нет доверия. Впервые за многие годы на первое место по доверию вышли не родители, а друзья, в том числе и из интернета. Это о чем-то говорит? То есть мы теряем ту самую связь времен, о которой говорил Шекспир. И она распадается на молекулярном уровне, на уровне семьи. Почти 40% опрошенных ответили, что у них дома почти нет контакта с родителями. И мы спросили – почему. Знаете, какой был ответ? «А о чем с ними говорить?»

Поэтому сейчас как никогда детским изданиям надо искать возможность попасть в школу. Если школа получит небольшой бюджет на те журналы, которые имеют авторитет, которые полезны, даст список (его мы и сами можем составить), то пускай библиотека сама решает, что из этого списка выбрать для подписки. Вот на это надо из местных властей вытряхивать деньги. Деньги действительно у них есть. Но на что они тратятся? На политические кампании? Да нам одной десятой от такой кампании хватит за глаза и по уши. То есть решение этого вопроса находится в политической плоскости.

Основная масса наших народных избранников мыслит категориями, извините, ниже плинтуса. Например, они говорят: чтобы воспитывать патриотизм, надо по утрам перед уроком физики или химии петь гимн. А для того, чтобы контролировать интернет, надо прислать в школу вместо психолога сержанта, который будет заглядывать через плечо: «А что там у тебя в Facebook?». Но это идиотизм.

Я считаю, что вход в школу надо сделать через библиотеку. И там подписывать ребят на эти издания, потому что вслед за подпиской в школу могут вернуться писатели, поэты, художники, диспуты. Понимаете, идти на диспут, когда ты не знаешь, к кому ты идешь – это бесполезное дело. Надо, чтобы вы сперва почитали произведение данного автора. Ты проводишь какое-то мероприятие, потом слушатели задают тебе разные вопросы по выступлению. Так и возникает диалог со взрослыми людьми, которого так не хватает младшему поколению, школьникам. Причем эти диалоги, эта литература нужна и педагогам, которые безумно отстали от жизни, и родителям, которые просто не в теме.

Нельзя распылять наши ресурсы и нашу энергию просто так. Надо выбирать болевые точки. И первая болевая точка – школа, школьные библиотеки, бюджетное финансирование школьной библиотеки.

Предложение второе. Контролировать гранты

Известно, что у нас выделяются гранты. Воспитано целое поколение «грантоедов» – журналистов, которые работают на гранты, но не работают на читателей. Кто-нибудь измерял эффективность этих проектов? Какая у них аудитория? Какой спрос?

Надо посмотреть, каким образом эти выделенные деньги работают. Потому что в разных регионах – разные правила. То есть деньги-то дают, да. Но, допустим, у нас деньги дают на проект только после того, как ты этот проект сделаешь. Ты его должен оплатить и представить. Но что делать с людьми, которые работали над этим проектом? Как выплатить им зарплату? Проект может занимать год. Ты должен занимать деньги, или что? А если денег в итоге вообще не дадут? И потом, редакционный коллектив не может так: когда дадут деньги – прибежать и сразу же сделать издание. Это люди, которых надо воспитывать, учить. И это должен быть постоянно действующий коллектив.

А «грантоеды» просто так придумывают себе темы. То есть деньги уходят на конъюнктурные проекты. Значит, нужен какой-то анализ выделяемых средств. Их немного, да, их должно быть гораздо больше. Но давайте проанализируем это и издадим по крайней мере какие-то рекомендации и инструкции, чтобы исключить ситуации, когда гранты тратятся не в интересах читателя. Вот, например, почему у нас самый читающий регион – Липецкая область? Да потому что власть там относится по-другому к изданиям. Все вокруг тонут, а у них растет число детских изданий, да и не только детских. Вот на такой опыт и нужно опираться. 

Предложение третье. Пропагандировать чтение

Сегодня много говорят о потере привычки к чтению. Это потеря даже не привычки к чтению, это потеря привычки думать. Известно, что восприятие интернета, телевизионного контента или печатного слова – это разные вещи. Можно подсесть на телевидение, интернет и на чтение, но в чтении идет постоянная работа ума. Продвижение привычки читать, думать – это тема для социальной рекламы, которую можно будет размещать на телевидении, на фестивалях, в автобусах и пр. То есть мы уже опустились до того уровня, когда нам надо продвигать чтение, продвигать печатную продукцию.

И вы знаете, с чтением происходит то же самое, что, скажем, с классической музыкой и виниловыми пластинками: оно просто переходит в разряд дорогого удовольствия и другого качества жизни. Я не знаю, как конкретно это пропагандировать, но, то, что социальная реклама нужна – однозначно.

Фото: 5uglov.ru

Трансляция круглого стола «Детская печатная пресса: проблемы и перспективы развития» доступна здесь

Ссылки по теме:

Проблемы детской прессы обсудили в Общественной палате РФ

Элемент 92204 не найден.

Читайте также

все новости