С
именем этого бизнесмена связано немало загадочных историй. Возможно, поэтому он
и решил теперь именоваться владельцем «Московских новостей».
Появление
в российской деловой хронике имени Аркадия Гайдамака до сих пор вызывало у
журналистов серьезные затруднения. Биография этого человека, чье место рождения
то ли Москва, то ли Бердичев, слишком богата на события.
И
для полноценного его представления не хватит и отдельной статьи.
Невозможно
в двух-трех предложениях объяснить, каким образом владелец Регионального банка
развития и инвестиционной компании «Антанта-капитал» совсем недавно
организовывал встречи президента АЛРОСА Александра Ничипорука с руководством
государства Ангола. У непосвященного в перипетии гайдамаковской судьбы вызовет
удивление, почему счета советника ангольского МИДа в марте этого года оказались
заблокированы в израильском банке Hapoalim.
Или
почему автор книги «Русский ампир» стал президентом Конгресса еврейских
религиозных организаций и общин России (КЕРООР)? Или как кавалер ордена
Почетного Легиона мог в 1997 году структурировать сделку по cписанию $1,5 млрд
ангольского долга России таким образом, что кредитор получил наличными лишь $160
млн? Или чем экс-председатель совета директоров банка «Российский кредит»
провинился перед французскими властями, которые в 2000 году, обвинив Аркадия
Гайдамака в незаконных поставках оружия в Анголу, выдали международный ордер на
его арест? В итоге Гайдамак решил сам прийти на помощь журналистам, купив у
олигарха с Украины Вадима Рабиновича «Московские новости». Это издание сегодня
далеко не так влиятельно, как в конце 1980-х. Поэтому сама по себе как
инструмент для улучшения репутации Гайдамака газета едва ли подходит — в стране
вполне достаточно других СМИ, чтобы время от времени при необходимости
напоминать публике о бурном прошлом нового владельца «Московских новостей».
Но,
возможно, именно последнее словосочетание и объясняет цель новой инвестиции
Аркадия Гайдамака, который отныне, по его же собственному выражению, получил
«публичный имидж владельца известного брэнда». Очевидно, Гайдамак рассчитывает
на ту же метаморфозу в общественном восприятии, которая ранее произошла с его
деловым партнером Романом Абрамовичем.
После
того как человек, которого в 1999 году называли не иначе как «казначеем семьи»,
стал губернатором Чукотки и купил футбольный клуб Chelsea, миллиарды Абрамовича
принято подсчитывать, используя для обозначения бенефициара гораздо более
нейтральные характеристики. Тем более что в эпоху покупки «Газпромом» «Сибнефти»
(а не наоборот) эпитет «семейный» уже утратил былую остроту.
Конечно,
брэнд «Московские новости» стоит и «весит» намного дешевле, чем Chelsea и даже
Чукотский автономный округ. Но он гораздо более «раскручен», нежели, например,
«Нафта-Москва» Сулеймана Керимова. А ведь довольствуйся последний исключительно
титулом покровителя звезд эстрады и балета, вряд ли ему удалось бы столь легко
скупить 4,5% акций «Газпрома», обеспечив себе пропуск в клуб российских
миллиардеров.
Известные брэнды облегчают доступ к брэндам, еще более
известным. Медиамагнатам многое позволено. Даже в России, если они лояльны
власти.
Александр
БИРМАНДругие
публикации газеты
«Бизнес» читайте на сайте
www.b-online.ru.