Антитерроризм по-новому
Законопроект должен заменить
устаревший, по мнению депутатов, основной антитеррористический закон "О борьбе с
терроризмом", вступивший в силу еще в 1998 году. По замыслу авторов, в масштабах
страны бороться с международным злом будет федеральная антитеррористическая
комиссия (ФАК), возглавляемая премьером, а на местах противодействовать
террористам будут региональные комиссии, возглавляемые главой субъекта. К слову,
система антитеррористических комиссий предусмотрена и нынешним законом "О борьбе
с терроризмом". Но все, что известно о деятельности ФАК, - это то, что
сформирован ее состав.
Еще одна новация - правовой режим
террористической опасности, предусматривающий существенное ограничение
гражданских прав и расширение полномочий спецслужб. Новый закон фактически
запрещает СМИ получать информацию о терактах из неофициальных источников. Как
уже сообщала ГАЗЕТА, проект закона разрабатывался в ФСБ при участии
консультантов из МВД, Минюста и Генпрокуратуры. Хотя номинальное авторство
принадлежит спикеру нижней палаты Борису Грызлову, а также ряду депутатов нижней
палаты и членов Совета Федерации.
Футбол опаснее митинга
В
минувшую пятницу в Госдуме принимали законопроект в первом чтении. Замечаний к
его положениям хватало. Депутат Михаил Маркелов так и не понял, кто и как будет
отвечать в случае провала спецслужб во время контртеррористической операции.
"Всю ответственность будет нести начальник оперативного штаба", - по-военному
коротко ответил докладчик, заместитель председателя думского комитета по
безопасности Анатолий Куликов. Он всячески убеждал коллег в аполитичности нового
закона. Обещал, что митинги во время режима террористической опасности никто
запрещать не будет: "Тут имеются в виду такие массовые мероприятия, как футбол,
концерты". Но в нынешнем варианте документа такой запрет пока предусмотрен.
"Между правом на безопасность и свободой всегда есть определенная напряженность.
Нам нужно найти золотую середину между этими понятиями", - почти оправдывался
Куликов.
Затем настал черед выступлений от фракций. "У нас уже есть
исчерпывающая законодательная база по борьбе с терроризмом. Корни терроризма
лежат в экономической деградации страны и коррумпированности чиновников. Новый
закон этих проблем не решает", - гремел отставной генерал КГБ Алексей Кондауров,
озвучивая позицию КПРФ. В "Родине" решили поддержать законопроект, но с
оговорками. "Неточно прописано понятие терроризма. Этот закон может быть
направлен на борьбу с социальными протестами", - заметил заместитель
руководителя фракции Сергей Бабурин. У "ЕР" и ЛДПР претензий к закону не было. В
итоге за его принятие в первом чтении проголосовали 385 депутатов.
Вторжение в компетенцию президента
Правовое управление
президента РФ поддержало концепцию законопроекта, но с резкими замечаниями. В
Кремле считают, что полномочия по координации действий силовых органов следует
оставить у главы государства, а не передавать федеральной антитеррористической
комиссии. А простое упоминание в списке антитеррористических ведомств
Федеральной службы охраны правовое управление назвало "вторжением в компетенцию
президента". Между тем в ныне действующем законе "О борьбе с терроризмом" ФСО
также фигурирует в списке ведомств, противодействующих терроризму. Судя по
отсутствию замечаний, президент согласен с ограничением работы СМИ во время
терактов и ущемлением гражданских свобод во время антитеррористических
мероприятий.
"Президент вполне может возглавить ФАК; насколько я понял,
этого и хочет администрация", - объяснил ГАЗЕТЕ смысл замечаний правового
управления председатель думского комитета по безопасности Владимир Васильев. По
его словам, ко второму чтению возможны и другие поправки: "Положения по работе
СМИ можно тоже подправить, например убрать из закона запрет на демонстрацию сцен
насилия".
Главное в законе "О противодействии терроризму"
Законопроект предусматривает создание дополнительной вертикали власти -
антитеррористической. В масштабах страны главным координатором действий борцов с
терроризмом будет выступать ФАК, возглавляемая премьер-министром. На местах за
борьбу с терроризмом будут отвечать губернаторы и подчиненные им региональные
антитеррористические комиссии.
Помимо уже существующих двух правовых
режимов, чрезвычайного положения и контртеррористической операции, вводится
третий - режим террористической опасности. Согласно законопроекту он действует
не более 60 суток на основании информации об угрозе совершения теракта, которую
власти не имеют возможности проверить. Режим опасности предусматривает
повсеместную проверку документов, приостановление опасных производств,
запрещение митингов, демонстраций и иных массовых мероприятий, ограничение
движения пешеходов и автомобилей, а также дает право спецслужбам без получения
необходимых ордеров прослушивать телефонные переговоры. В регионах этот режим
вправе вводить своим решением губернаторы. Право же распространения его на
несколько регионов или по всей стране принадлежит главе ФАК - председателю
правительства.
Законопроект предполагает существенные ограничения в
работе средств массовой информации во время проведения контртеррористической
операции. В случае теракта руководитель оперативного штаба разрабатывает особый
порядок работы журналистов в зоне спецоперации. Работникам СМИ запрещено в
нарушение этого порядка получать информацию у лиц, причастных к операции. На
практике это приведет к тому, что журналисты смогут получать сведения только у
официальных представителей антитеррористического штаба по работе с
прессой.
Айдар Бурибаев