Письмо руководства MTV, по сути, дублирует аналогичное
письмо группы "Видео Интернешнл" (ВИ), о котором вчера писал Ъ. Напомним, что
группа приостановила действие контрактов на закупку рекламного времени,
поскольку, если новый закон "О рекламе" вступит в силу 1 июля, ВИ окажется не в
состоянии выполнить свои обязательства: по новому закону объем рекламы на ТВ
будет серьезно ограничен. Об этом же говорится и в письме гендиректора группы
компаний MTV Russia Леонида Юргеласа: "С момента вступления закона в силу мы не
сможем выполнять в полном объеме свои обязательства по размещению рекламных
материалов в эфире телеканала "MTV: Музыкальное Телевидение".
Отметим, что MTV попадает в число телеканалов, которые сильнее всего
пострадают после вступления закона в силу. Каналу придется отказаться от
значительных объемов рекламы. К таким выводам пришли эксперты коммуникационной
группой Aegis Media/OKS, которые провели исследования объемов рекламного времени
на основных общефедеральных каналах. К примеру, в случае с почасовым
ограничением объемов телерекламы (не более 20% рекламы в часе вещания)
относительно благоприятная ситуация сложится для каналов "Россия", "Спорт" и 7ТВ, которым
практически не придется перераспределять рекламные блоки или сокращать их в
прайм-тайм. Сильнее пострадают "Первый канал", НТВ, ТВЦ и ДТВ, которые в
некоторые часы вещания превышают допустимый объем рекламного времени, а в
некоторые – недобирают. Каналам СТС, ТНТ, Ren TV, "Домашний", ТВ-3, MTV,
"Муз-ТВ", входящим в третью группу, придется сокращать объем рекламы практически
в каждом часе вещания после 19.00.
По действующему законодательству
объем рекламы на телеканале не должен превышать 20% от суточного эфира.
Законопроект "О рекламе", принятый Госдумой во втором чтении 10 февраля,
предписывает с 1 июля этого года сократить объем рекламы до 15%. А чтобы реклама
в течение суток распределялась в эфире равномернее, вводится еще одно
ограничение: в часе вещания должно быть не более 20% рекламы, а с 2008 года
норма ужесточается – не более 15%. По предварительным оценкам экспертов
рекламного рынка, объем рекламы на ТВ уже в этом году может сократиться на
четверть.
Участники телевизионного рынка считают, что сильнее всего
сокращение рекламы ударит по региональным телевещателям. "Местные станции,
транслирующие сигнал сетевых каналов, подобных СТС, живут в основном за счет
продажи рекламы, которую им выделяет сетевой партнер",– говорит гендиректор
компании "СТС Медиа" Александр Роднянский. По договору с "сетевиками" такая
станция получает право на реализацию до 30% рекламного времени в программах,
получаемых от сети. "Учитывая, что разрешенный объем рекламы в сутки до сих пор
составлял 20%, доходы региональных вещателей складывались из продажи примерно 7%
от суточного рекламного эфира,– отмечает господин Роднянский.– Теперь этот объем
может стать еще меньше – 5%, и региональным станциям придется выживать на эти
очень небольшие деньги – рост цен вряд ли компенсирует потери". По его словам,
под ударом окажутся сотни региональных вещателей: только у СТС и "Домашнего" в
сети более 500 станций.
Вчера же на заявления "Видео Интернешнл" и MTV
отреагировал зампред Госдумы Владимир Катренко. Он заявил, что не видит "проблем
правового характера и серьезных оснований для разрыва контрактов, поскольку
Гражданский кодекс предусматривает возможность их изменения". Господин Катренко
считает, что заявление о приостановке контрактов вызвано явным желанием
обострить ситуацию: "У всех участников рынка будет время для перестройки:
наиболее жесткие ограничения количества телевизионной рекламы вступают в
действие не с 1 июля этого года, а только с 1 января 2008 года". Владимир
Катренко сообщил, что Госдума рассмотрит законопроект "О рекламе" в третьем
чтении 22 февраля.
Тимур БОРДЮГ