Назад

Супермаркеты станут полем боя для прессы. Sanoma вышла на рынок распространения периодики

Вчера компания Rautakirja объявила о передаче в ее собственность компании «Прессэкспо», ранее входившего в структуру Sanoma Magazines, которая приобрела «Прессэкспо» вместе с российским ИД Independent Media (IM) в начале года. Как рассказал «Бизнесу» старший вице-президент Rautakirja Раймо Курри, в компании приобретение рассматривают не просто как шаг в реструктуризации холдинга (и Rautakirja, и Sanoma Magazines входят в холдинг SanomaWSOY.- «Бизнес»), но как первый шаг монополиста распространения печатной продукции в Финляндии и Эстонии на российский рынок. «За пять лет мы собираемся стать доминирующим игроком в России, однако на первых порах мы сконцентрируемся на рынке распространения в супермаркетах»,- говорит Курри. «IM и Sanoma Magazines - издатели, им надо концентрироваться на своем бизнесе, нам - на своем»,- объясняет он причины сделки. По словам Курри, Rautakirja собирается в ближайшее время инвестировать в «Прессэкспо» «серьезные деньги». В ближайшие три-четыре месяца он обещает объявить о подписании соглашения с одной из крупнейших московских сетей супермаркетов.

Компания «Прессэкспо» была создана в апреле 2003 года, изначально ею на паритетных началах владели IM и ИД Burda. В ноябре 2004 года Burda вышла из состава акционеров «Прессэкспо». А в январе 2005 года оставшийся единственным владельцем агентства ИД Independent Media был выкуплен концерном SanomaWSOY.

На рынке уверены, что переход «Прессэкспо» в управление Rautakirja означает, что Sanoma решил серьезно заняться российским рынком распространения. «Вопреки ожиданиям, с момента приобретения IM финнами „Пресскэспо” не прибавила, а наоборот, уступила один из своих ключевых активов - контракт с „Мосмартом” - прямому конкуренту, ЦДП»,- рассуждает директор по распространению ИД Hachette Filipacchi Shkulev (HFS) Вячеслав Керов. По мнению Керова, сейчас «Прессэкспо» начнет наверстывать упущенное. «Если Rautakirja откроет им кредитную линию, у них появятся мощные финансовые возможности»,- говорит Керов. Такого же мнения придерживается председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин, который даже усматривает в заявлениях Rautakirja «агрессивные нотки». «Судя по их заявлению, они собираются вытеснять с рынка других операторов. Если на рынок приходит цивилизованный западный игрок, мы всегда это приветствуем, однако, если это приводит к демпингу и торговым войнам, это ударяет и по издателям, и по потребителям»,- опасается Оськин. То, что политика Rautakirja обещает быть довольно агрессивной, предполагает и управляющий директор концерна «Система масс-медиа» Сергей Ключенков. По его словам, недавно Sanoma вела переговоры о покупке с одной из крупных московских распространительских сетей, предлагаю явно завышенную цену - по $20 тыс. за одну точку. По оценкам Оськина из АРПП, сейчас эта цена где-то в два раза выше рыночной. «Они понимают, что за долю на российском рынке, который уже сформировался, им придется доплачивать, и серьезно»,- заключает Ключенков. Впрочем, Керов из HFS не думает, что «Прессэкспо» сейчас удастся взорвать рынок при помощи демпинга или завышенных бонусов за вход в супермаркеты. «Если они будут демпинговать или переманивать торговые сети при помощи высоких бонусов, им не удастся построить рентабельный бизнес, а это цель любой западной компании»,- уверен Керов. По его мнению, инвестиции могут пойти не столько на вхождение в сети, сколько на оптимизацию технологии работы с супермаркетами.

Петр МИРОНЕНКО

Другие публикации газеты «Бизнес» читайте на сайте www.b-online.ru.

Читайте также

все новости