Вчера
компания Rautakirja объявила о
передаче в ее собственность компании «Прессэкспо», ранее входившего в структуру
Sanoma
Magazines, которая
приобрела «Прессэкспо» вместе с российским ИД Independent
Media
(IM) в начале
года. Как рассказал «Бизнесу» старший вице-президент Rautakirja Раймо
Курри, в компании приобретение рассматривают не просто как шаг в
реструктуризации холдинга (и Rautakirja, и
Sanoma
Magazines
входят в
холдинг SanomaWSOY.-
«Бизнес»), но как первый шаг монополиста распространения печатной продукции в
Финляндии и Эстонии на российский рынок. «За пять лет мы собираемся стать
доминирующим игроком в России, однако на первых порах мы сконцентрируемся на
рынке распространения в супермаркетах»,- говорит Курри. «IM и
Sanoma
Magazines -
издатели, им надо концентрироваться на своем бизнесе, нам - на своем»,-
объясняет он причины сделки. По словам Курри, Rautakirja собирается в ближайшее время инвестировать в «Прессэкспо»
«серьезные деньги». В ближайшие три-четыре месяца он обещает объявить о
подписании соглашения с одной из крупнейших московских сетей супермаркетов.
Компания
«Прессэкспо» была создана в апреле 2003 года, изначально ею на паритетных
началах владели IM и ИД
Burda. В ноябре
2004 года Burda вышла из
состава акционеров «Прессэкспо». А в январе 2005 года оставшийся единственным
владельцем агентства ИД Independent
Media был
выкуплен концерном SanomaWSOY.
На рынке
уверены, что переход «Прессэкспо» в управление Rautakirja означает,
что Sanoma решил
серьезно заняться российским рынком распространения. «Вопреки ожиданиям, с
момента приобретения IM финнами
„Пресскэспо” не прибавила, а наоборот, уступила один из своих ключевых активов -
контракт с „Мосмартом” - прямому конкуренту, ЦДП»,- рассуждает директор по
распространению ИД Hachette
Filipacchi
Shkulev
(HFS) Вячеслав
Керов. По мнению Керова, сейчас «Прессэкспо» начнет наверстывать упущенное.
«Если Rautakirja откроет им
кредитную линию, у них появятся мощные финансовые возможности»,- говорит Керов.
Такого же мнения придерживается председатель правления Ассоциации
распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин, который даже
усматривает в заявлениях Rautakirja
«агрессивные нотки». «Судя по их заявлению, они собираются вытеснять с рынка
других операторов. Если на рынок приходит цивилизованный западный игрок, мы
всегда это приветствуем, однако, если это приводит к демпингу и торговым войнам,
это ударяет и по издателям, и по потребителям»,- опасается Оськин. То, что
политика Rautakirja обещает
быть довольно агрессивной, предполагает и управляющий директор концерна «Система
масс-медиа» Сергей Ключенков. По его словам, недавно Sanoma вела
переговоры о покупке с одной из крупных московских распространительских сетей,
предлагаю явно завышенную цену - по $20 тыс. за одну точку. По оценкам Оськина
из АРПП, сейчас эта цена где-то в два раза выше рыночной. «Они понимают, что за
долю на российском рынке, который уже сформировался, им придется доплачивать, и
серьезно»,- заключает Ключенков. Впрочем, Керов из HFS не думает, что «Прессэкспо» сейчас удастся взорвать рынок
при помощи демпинга или завышенных бонусов за вход в супермаркеты. «Если они
будут демпинговать или переманивать торговые сети при помощи высоких бонусов, им
не удастся построить рентабельный бизнес, а это цель любой западной компании»,-
уверен Керов. По его мнению, инвестиции могут пойти не столько на вхождение в
сети, сколько на оптимизацию технологии работы с
супермаркетами.
Петр МИРОНЕНКОДругие
публикации газеты «Бизнес» читайте на сайте
www.b-online.ru.