В России насчитывается порядка 100 тысяч вкладчиков, обманутых строительными пирамидами. «Все они стали жертвами недобросовестной рекламы, а точнее прямого обмана, – заявил RBC daily заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы РФ Владимир Мединский. – Чтобы исключить это безобразие в будущем, новый законопроект достаточно жестко ограничивает рекламу, связанную с привлечением денежных средств граждан для строительства жилья». После принятия нового закона рекламировать можно будет только договора участия в долевом строительстве, жилищные, жилищно-строительные и жилищно-накопительные кооперативы. «Все другие формы отношений между застройщиком и соинвесторами, в том числе сертификаты, рекламировать запрещено», – говорит депутат.
Кроме того, по словам г-на Мединского, реклама строящихся объектов обязательно должна будет содержать сведения о месте и способах получения участником долевого строительства (так называемыми дольщиками) проектной декларации. «Вкладывая свои кровные, и при этом весьма немалые, деньги, человек должен твердо знать, действительно ли будет построен дом и в какие сроки», – уверен Владимир Мединский. Еще один неприятный сюрприз застройщикам – по новому закону, предполагается запретить рекламу объектов, на возведение которых у строителей нет обязательных разрешительных документов от всех без исключения контролирующих органов. Если же застройщика временно лишат разрешения на строительство здания по той или иной причине, то и рекламу ему придется приостановить.
Часть застройщиков согласна с такой позицией. Как считает Екатерина Семихатова, директор по связям с общественностью компании «Новая площадь», которая занимается долевым строительством, в целом закон сможет усилить контроль над ненадежными застройщиками. «Возможно, уйдут с рынка особо недобросовестные продавцы, – пояснила RBC daily г-жа Семихатова. – Для добросовестных компаний это снижение конкуренции, для покупателя – сокращение рисков. И более организованная рекламная деятельность на рынке». С другой стороны, многие аналитики и участники рынка не уверены, что ужесточение требований к рекламе строящихся объектов поможет государству бороться с недобросовестными строительными компаниями. В разговоре с RBC daily заместитель генерального директора компании «Велес Капитал Девелопмент» Владлен Волошин напомнил, что вопросы, связанные с рекламой строящихся объектов, частично прописаны в законе «О долевом строительстве». «Там уже введен прямой запрет на рекламу объектов без получения застройщиками определенных разрешений», – рассказал он. И все равно фактически нелегальные стройки продолжают рекламировать. «Я не вижу никакой связи между ужесточением рекламы и возникновением афер на рынке жилья», – считает г-н Волошин.
Директор по рекламе и PR группы компаний ПИК Дмитрий Ивлиев считает, что
повод к ужесточению требований по рекламе на рынке жилья – волна банкротств
известных строительных компаний. «Но какие-то ограничения по рекламе в сфере
жилищного строительства вряд ли повлияют на то, что мошеннические компании сами
собой исчезнут с рынка», – заявил он RBC daily. В качестве примера Дмитрий
Ивлиев привел рекламу в банковской сфере. «В рекламе банков обязательно должен
присутствовать номер лицензии. Ну и что? Неужели это как-то охраняет вкладчиков
от банкротства этих кредитных организаций?», – говорит эксперт. К сожалению,
продолжил он, как и в случае с банками, о недобросовестности компании становится
известно только после того, как обманутые вкладчики или дольщики выходят на
демонстрации и перекрывают магистрали.
Ирина
МАНДРИК, отдел
экономики