Как будет называться ваш издательский
дом?
- Пока неизвестно. Наверное, название это будет связано с
"Огоньком". Тем более что других изданий в этом издательском доме еще
нет.
- Но они должны появиться?
- Сейчас все наблюдатели
активно приписывают такие намерения покупателям "Огонька", а им дай бог
разобраться с тем, что есть, и адаптировать журнал к новым условиям. Конечно, с
точки зрения экономики, было бы правильно нанизать на издательскую структуру не
один, а несколько проектов. Пока получается, что издательский дом создается под
один журнал. Никакие другие намерения его покупателями еще не
артикулировались.
- Покупка "Огонька" была инициирована
Юмашевым?
- Однозначно нет!
- И речь, разумеется, вовсе не
о том, чтобы сделать из массового журнала инструмент политического
влияния?
- Знаете, я всем, кто это утверждает, говорю: "Ради бога!
Хотите про заговор Кремля - пишите, если вам это нравится". Если кто-то
расценивает "Огонек" как инструмент политического влияния, то это огромный
комплимент журналу. Но, откровенно говоря, меня удивляют разговоры о том, что
сейчас якобы прошла "залповая покупка" ведущих изданий по сценарию Кремля. Какая
покупка? "Огонька"?
Журнала "Компания"? Как такие издания могут влиять
на электорат? Вот если нам удастся раскрутить "Огонек" и добиться того, что его
будет читать политически активная часть населения, тогда еще можно будет
заикнуться о каком-то влиянии. А сейчас...
- С чего же вы начнете
раскрутку журнала?
- Сейчас я занимаюсь не журналом, а проектом
издательского дома. У нас еще ничего нет кроме брэнда и той редакции, которая
сейчас работает, - ни бухгалтерии, ни распространения, ни рекламы. Прежде всего
мне нужно создать материнскую структуру, которая примет в свое лоно журнал
"Огонек". Останусь ли я просто генеральным директором издательского дома или
буду совмещать должности гендиректора и главного редактора журнала, еще не
решено. Конечно, я лучше разбираюсь в том, как делать журнал, нежели в том, как
делать бизнес.
- Вы уже начали набирать персонал?
- Я
набираю персонал для обеспечения издания журнала - сотрудников службы
распространения, бухгалтерии. Журналистами я почти не занимался.
- Вы
не собираетесь обновлять коллектив редакции?
- В ближайшее время
менять состав редакции я не намерен. Очевидно, кто-то из нынешних руководителей
журнала будет выполнять обязанности главного редактора. Там остались два
заместителя главного редактора - очевидно, и.о. главного будет кто-то из них.
Что же касается приглашения в "Огонек" новых людей, то мне бы не хотелось об
этом говорить. Я не имею пока реального представления о нынешних журналистах
"Огонька", кроме тех трех-четырех человек, которые работали там вместе со мной.
За долгие годы работы в журналистике у меня выработалось правило: я сужу о
журналисте по оригиналу, а не по вышедшему материалу, над которым поработали
редакторы. Для того чтобы узнать журналистов "Огонька", мне нужно посидеть в
редакции, почитать оригиналы, познакомиться с людьми. Тогда я смогу понять, кто
нужен этому изданию из работающих в нем людей.
Конечно, мы будем менять
журнал. Но его журналисты - включая ушедшего главного редактора - не виноваты в
том, что все это время занимались реализацией ложной идеи. Они, как могли,
пытались ее реализовать. Беда в том, что у нас нет такой аудитории, на которую
рассчитывали прежние владельцы "Огонька". Идея была ложной. Поэтому, как только
мне ее артикулировали, я ушел.
- И вы не пытались объяснить
ошибочность выбранного курса реформаторам из "ОВА-Пресс"?
- Это было
невозможно. Владельцы заявили: "Мы хотим, чтобы "Огонек" был журналом для
молодых богатых людей". Я возразил: "Эта идея хороша для гламурного журнала, но
не для "Огонька", существовавшего сто пять лет как совершенно другое издание".
Мне дали понять, что решение это окончательное и изменению не подлежит, и тогда
я сказал, что уйду, как только доведу номер. Этот разговор состоялся в четверг.
В пятницу я подписал номер, а с понедельника в журнале уже не
работал.
- Получается, что жизнь доказала вашу правоту?
- Моя
правота будет доказана тогда, когда мне удастся сделать другой "Огонек" -
интересный для читателей и привлекательный для рекламодателей.
- В чем
состоит ваша концепция нового "Огонька"? В возвращении к истокам или в поисках
иного - третьего пути?
- Мне кажется, что "Огонек" может
эволюционировать только как журнал общего интереса. У него есть ресурс, которого
нет у множества других изданий, - он известен в каждой российской семье. Одно
дело - выводить на федеральный рынок Newsweek или "Профиль" и совсем другое -
журнал "Огонек". У него узнаваемость 98 процентов! У "Кока-Колы", между прочим,
только 90.
- На какую же аудиторию вы собираетесь
работать?
- Наша аудитория - средний класс и те люди, которые
вплотную подступили к уровню среднего класса.
- И людей этих так
много, что можно всерьез говорить о значительном увеличении тиража?
-
Намерение увеличить тираж "Огонька" до 100 тысяч экземпляров, приписываемое нам
некоторыми СМИ, досадная ошибка. Все дело в том, что незадолго до продажи
"Огонька" его бывшие владельцы повсюду разослали свой отчет, в котором
говорилось об увеличении капитализации журнала и намерении довести его тираж до
100 тысяч. Это абсолютно нереально. У нас нет ни одного цветного
иллюстрированного еженедельника тиражом 100 тысяч экземпляров. Тираж этих
изданий укладывается в рамки 60 - 65 тысяч.
- Получается, что все
останется в своем нынешнем виде? Состав редакции, тираж, контент?
- Тут нужно двигаться step by step. Если я начну заниматься
контентом, провиснет идея создания издательского дома. Когда с издательским
домом будет все понятно, я смогу заняться журналом и его эволюцией. Пока на
повестке дня у меня бизнес-проблемы.