Назад

Средства массовых сообщений. Смогут ли масс-медиа зарабатывать на SМS-сервисах?

SMS — это эффективный способ общения с аудиторией. Различные SМS-сервисы позволяют удерживать аудиторию и создавать устойчивые комьюнити — почитателей определенных программ, сериалов или конкурсов. Возникающая интерактивность дает возможность зрителям общаться не только с создателями программ, но и между собой, влиять на содержание передач. Правда, пока такая схема срабатывает для относительно молодой аудитории. В 2003–2004 годах целевую аудиторию SMS-услуг составляла молодежь от 1 б до 24 лет. В настоящее время происходит значительное смещение и расширение этого сектора. Аналитики считают, что в 2005 году подобными услугами будут пользоваться люди от 18 до 36 лет, которые тратят на сотовую связь от 10 и более долларов в месяц. Интересно, что наиболее активными в процентном отношении являются Север (особенно продвинут в SМS-сервисах Архангельск) и Дальний Восток (Хабаровск), московский регион занимает лишь третье место. Это объясняется тем, что мобильная связь в регионах достигла еще не всех возрастных групп, там она прежде всего востребована молодежью. Кроме того, эта часть населения, как правило, более активно тратит деньги. В Москве мобильная связь проникла буквально во все спои населения, в том числе и в те, кто мало тратит на сотовую связь и не пользуется никакими дополнительными услугами.

Вы решили установить кондиционер к летнему сезону и живете в Подольске, но не знаете к кому обратиться? Тогда заходите на наш сайт по монтажу кондиционеров в Подольске. Установим дешево, качественно, быстро и с гарантией.

Аудитория телевизионных программ и каналов также неоднородна. Наибольший успех SМS-сервисы ожидал на относительно небольших местных и дециметровых каналах, в передачах, ориентированных на молодежь. В 2005 году ожидается, что аудитория повзрослеет: во втором полугодии на метровых каналах (Первый, «Россия» и НТВ) предстоит выход 25–30 программ, содержащих элементы SМS-интерактива. Частично эти сервисы заменят существующие голосования, при которых зрители звонят на определенные номера, чтобы проголосовать.

Но кроме традиционных, уже привычных форм, можно предложить телезрителям и новые формы интерактивного взаимодействия. Есть категория зрителей, которая любит играть, участвовать в викторинах, им во время просмотра фильма задают вопросы в бегущей строке, ответы на которые надо отправлять по SMS. Также возможно создание SМS-напоминаний для тех, кто не хочет пропустить передачу или начало сериала. И хотя платить за это придется телеканалу, в некоторых случаях такой подход может оказаться дешевле традиционных форм рекламы передач в собственном эфире или через другие СМИ. Два года назад в Санкт-Петербурге и Москве были запущены телечаты, в них посетители могут отправлять сообщения, которые потом проходят в телеэфире (правда, существует предварительная цензура). Это позволяет не только создать устойчивую аудиторию, но и продвинуть канал. Просмотр телечата — это тоже развлечение, хотя и своеобразное. Также большой популярностью пользуются телечаты, когда по количеству присланных SMS составляется хит-парад. Вариацией телечата может быть трансляция в эфире во время передачи, бегущей строкой или в специальных блоках внизу экрана, объявлений или поздравлений, присланных зрителями по SMS.

Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и традиционную схему взаимодействия: реклама контента партнеров и получение прибыли. В этом случае SMS являются каналом распространения, «транспортом». Однако для СМИ тут существует ряд проблем, а именно: отсутствие гарантированной прибыли, которая затрудняет планирование отдачи от внедрения SМS-сервисов, и невозможность контролировать доход партнера контент-провайдера. Дело в том, что операторы не готовы предоставлять контент-провайдерам статистику, включающую полный телефонный номер абонента.

Также довольно большую долю от выручки забирают себе сотовые операторы. В среднем это от 30 до 50 процентов, при том что отчисления правообладателю составляют всего 10–15 процентов. С рекламными SMS, которые рассылаются по подписке, ситуация несколько проще, рекламодатель (например, телеканал) может закупить их оптом, получив скидку от обычной цены в 5–7 центов. В целом безусловная платность SMS играет как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны, они позволяют получать дополнительный доход за счет активного участия зрителей, которые посылают SMS по специальной, более высокой цене. С другой стороны, необходимость платить, пусть и копейки, часто останавливает потенциальных пользователей SМS-услуг.

Василий ЧЕРНЫЙ, Анатолий ВОРОНИН

Читайте также

все новости