Большая конференция СМИ проходит за постперестроечные годы всего лишь
второй раз. Впервые около 800 представителей СМИ и смежных областей собирались
еще во времена министерства Михаила Лесина, летом 2001 года. Именно там он и
пообещал уйти со своего поста через два года. Прогнозировалось, что к этому
времени СМИ встанут на ноги, государство оставит за собой лишь по одному
телеканалу, газете, информагентству и радиостанции.
Лесин ушел не
так, как планировал: без помпы, в результате административной реформы. Функции
двух министров — печати и культуры — взвалили на ректора консерватории
Александра Соколова, а государственных СМИ меньше не стало, государство подмяло
их под себя еще больше. Однако за это время ни разу не смогло проартикулировать
государственную же политику в области развития печатного, телевизионного,
радийного и других смежных рынков. Сенсационный — по своей скандальности —
доклад Соколова о развитии отрасли правительство обсмеяло и забраковало. Именно
тогда, напомним, министр обороны Иванов упрекнул Соколова за «Аншлаг», благодаря
которому происходит «дебилизация населения». Соколов, в первые же минуты своего
министерства пообещавший через информагентства из далекой Японии бороться с
«кривыми зеркалами» в СМИ, так и не смог побороть ни гендиректора Первого канала
Константина Эрнста, ни гендиректора ВГТРК Олега Добродеева: на их каналах
«кривые зеркала» по-прежнему процветают, а «Аншлаг» и не собирается закрываться.
Опасения, возникавшие в связи с принятием нового проекта закона о СМИ, растаяли
в воздухе — министерство, к счастью, попросту не в состоянии предложить новую
концепцию закона. Зато без его участия делят рекламный рынок. И если предыдущий
кабинет министров умел хоть как-то отбиваться от предложений силовых ли
министерств, Государственной ли Думы в ограничении деятельности СМИ, то сейчас
все поправки в законодательство о СМИ проходят без каких-либо согласований со
СМИ (не говоря уж о министре), а самодурствующие региональные элиты без
каких-либо на то оснований закрывают газеты. «У нас, в отличие от алюминиевой и
нефтяной индустрии, нет ни одной лоббистской организации, ни одной структуры,
которая бы нас поддерживала, — ни в правительстве, ни в Думе, ни в Совфеде, ни в
администрации президента, — бушевал главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей
Венедиктов. — Все законы принимают без нас». Лоббистский орган — Индустриальный
комитет СМИ во главе с Константином Эрнстом — канул в Лету. «Хотелось бы,
конечно, узнать у господина Эрнста, где наши личные деньги, которые мы
вкладывали в работу комитета», — заметил глава Гильдии издателей периодической
печати Леонид Макарон, обращаясь к ушедшему к тому моменту
собеседнику.
«Новый закон «О рекламе» бьет прежде всего по региональным
станциям, тем каналам, которые имеют большой объем детского вещания, угрожая
единому информационному пространству страны, — возмущался гендиректор
«СТС-Медиа» Александр Роднянский. — И если не принимать во внимание 9 часовых
поясов нашей страны, 5 орбит и существование тысяч станций, то этот закон
принять можно». «Закон будет принят и подписан президентом. И что мы будем
делать? — задавался риторическими вопросами Эдуард Сагалаев. — Договоры с
рекламодателями подписаны на год, а некоторые поправки вступают в силу уже с 1
июля. Ну кто так делает?». «Государство девять месяцев не финансировало вещание
Первого канала, — негодовал глава Российской теле- и радиосети Геннадий Скляр, —
в то время как правительство США выделяет 1,5 млрд долларов просто на то, чтобы
раздать населению сет-боксы, позволяющие принимать цифровой телесигнал».
«Издатели вынуждены тратить более 450 млн долларов на производство печатной
продукции за рубежом, поддерживая не российского, а иностранного производителя»,
— жаловался Макарон.
Каждый выступавший говорил о проблемах своей отрасли
до тех пор, пока Игорь Мишин — глава Национального телесиндиката — не признал,
что реорганизация Минпечати произошла «не самым удачным образом», а во главе
Минкульта стоит не «самый эффективный министр». «Наконец-то поступило
предложение восстановить Минпечати, — саркастически заметил глава Федерального
агентства по печати Михаил Сеславинский. — Наконец-то сказано то, ради чего мы
тут собрались». Алексей Венедиктов, Александр Роднянский и Александр Любимов
взялись поработать над рекомендациями конференции, подумать о том, как заставить
друг друга чаще встречаться и, возможно, сформулировать претензии к министру.
Первая лоббистская группа создана.
Наталия
РОСТОВА
Прямая речь
Павел ГУСЕВ,
главный редактор «МК», председатель комиссии Общественной палаты по
коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ:
- Если
в начале 90-х годов печатные СМИ страдали от недостатка бумаги, то сейчас встал
вопрос о том, как донести свою продукцию до читателей. Для монополиста «Почты
России» первичны отправки бандеролей, а не печати. Институт подписки на почте
фактически умирает. Только в Московской области более 30% почтовых отделений
закрыто вовсе, в то время как, например, в Японии, где тираж газет колеблется от
4 до 11 млн экземпляров, 96% экземпляров доходит по подписке. Сегодня почтовые
отделения, которых насчитывается в России 40 тысяч, стали попросту магазинами
ширпотреба. Не говоря уже о том, что количество региональных изданий, которое
находится под пятой губернаторов, попросту недопустимо: оно представляет угрозу
рынку.
Рафаэль АКОПОВ, гендиректор ИД «Проф-Медиа»:
- Раковая опухоль газетного бизнеса — массовая практика
субсидирования мелких газет, которые, как правильно говорит Гусев, находятся под
пятой губернаторов. В Москве единоразовый тираж газет, находящихся под мэрией, —
4 млн экземпляров, а объем субсидирования составляет 70 млн долларов. На рынке
радио ситуация такая, что индийская музыка 60-х годов конкурирует со шведской
90-х. Подобную конкуренцию пора заканчивать, нужно ликвидировать черный рынок
лицензий на радиовещание. Я вижу роль министерства в том, чтобы поощрять
конкурентную среду.