В
2004 году в отрасли было совершено 97 сделок по слиянию и поглощению, в 2003
году - 85. Эксперты PWC предполагают, что в 2005
году их количество возрастет на 14%, достигнув 110 сделок. Вместе с тем, в
прошлом году несколько снизился показатель совокупной стоимости сделок - с 16,8
млрд евро в 2003 году до 16,3 млрд евро в 2004 году.
Особенно устойчивый рост числа сделок по слиянию и
поглощению в 2004 году наблюдался на медийном рынке Великобритании. При этом
стоимость сделок возросла с 3 млрд евро в 2003 году до 8 млрд евро в 2004 году.
Одновременно их количество в этом секторе увеличилось с 31 сделки в 2003 году до
43 сделок в прошлом.
В
отличие от Великобритании в континентальной Европе количество слияний в 2004
году осталось практически неизменным, одновременно произошло резкое снижение
показателя стоимости сделок - с 13 млрд евро в 2003 году до 8 млрд евро в
2004-м. «В прошлом году перспективы мировой экономики по-прежнему оценивались
как неопределенные, многие крупные компании старались избегать масштабных
поглощений, сосредоточив внимание на приобретении средних компаний, которые
можно было бы без особого труда интегрировать в действующее предприятие»,-
отмечается в отчете PWC.
Издательская
индустрия вновь стала наиболее активным сегментом европейского медийного рынка
слияний и поглощений: число их в этом сегменте увеличилось с 38 сделок в 2003
году до 51 сделки в 2004-м. Пять из восьми сделок прошлого года в европейской
медийной отрасли на сумму свыше 500 млн евро были заключены в издательском
секторе.
Инвесторами
стали торговые и финансовые компании: бельгийская Bureau
van
Dijk
была выкуплена менеджментом при поддержке инвесткомпании Candover,
а британская исследовательская компания Initiative
Europe
была продана издательской фирме Incisive
Media за 27 млн евро.
В
России 2004 год также стал рекордным по количеству сделок. Bauer
приобрел издательские активы группы «Логос», финская Sanoma
-
ИД Independent
Media,
«Русская-медиа-группа» купила радио Максимум и Хит-FM, холдинг «СТС-Медиа» приобрел канал М1 и три региональных
канала. «Интерес к российским активам растет. Так, почти в половине всех
совершенных в 2004 году сделок покупателями выступили иностранные компании,-
отмечает партнер отдела сопровождения сделок с капиталом московского офиса
PricewaterhouseCoopers Вадим Храпун.- Ожидается, что в 2005 году многие крупные
игроки российского рынка продолжат реструктуризацию приобретенных и вновь
приобретаемых активов. Ряд компаний сконцентрируется на приобретении
региональных предприятий, что явится еще одной отличительной чертой российского
рынка».
Алексей
ПЕТУХОВ