Характеризуя нынешнюю ситуацию, он отметил, что рыночные механизмы, безусловно, наличествуют, но одновременно сильны "традиции нерыночного ведения бизнеса", а значит, нужна серьезная коррекция медийного пространства России. По оценке председателя комитета, единственным сегментом медиарынка, в котором государство доминирует, является телевидение. Его законодательная база устарела, а процесс лицензирования до сих пор регулируется постановлением, подписанным еще Виктором Черномырдиным. Так что отечественное телевидение - своеобразная крайняя точка квазирыночного ландшафта. И, вероятно, задача ее "бизнес-форматирования" будет одной из труднейших.
Что же до необъятного рынка печатных периодических СМИ, то их зарегистрировано в стране свыше 55 тысяч, и, хотя реально действует лишь третья часть этого массива, суммарный тираж превышает 9,6 миллиарда экземпляров. И тиражи газет и журналов неуклонно падают - по оценкам экспертов рынка, на 3-7 процентов ежегодно. "Этот сегмент будет сужаться, останутся только издания с менеджментом, который умеет перспективно мыслить", - спрогнозировал глава комитета, обосновывая необходимость перехода к нормальной рыночной модели функционирования печатных СМИ.
В этой проблеме, стоящей перед профильным комитетом ТПП, есть и, по определению Горбенко, "тема номер один". В соответствии с действующим законодательством, подписка на газеты и журналы не входит в перечень универсальных социальных услуг, и потому "Почта России" осуществляет ее на коммерческой основе: "Вот почему важной стала бы государственная поддержка института подписки, особенно в связи с неравномерным развитием регионов", - подчеркнул глава комитета. Стандарты розницы печатных СМИ, впрочем, также вызывают опасения. Так, если в странах Европы одна "точка", в которой торгуют прессой, приходится на тысячу жителей, то в России - на две тысячи.
Серьезные проблемы и в "смежном" бизнесе - книгоиздательстве. По опросам общественного мнения, 37 процентов россиян не читают книг, а 52 процента - не считают необходимым тратить деньги на их покупку.
В свою очередь руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский даже призвал "возродить в России моду на чтение". Итогом такого хода событий в книгоиздании стало то, что, по словам Горбенко, "за последние пять лет мы попали в пятерку стран мира с наибольшим числом названий выпускаемых книг, но тиражи практически не выросли". К тому же многие книги можно купить только в Москве и других мегаполисах, жители отдаленных от центров населенных пунктов их на прилавках не отыщут.
Призывая к бизнес-логике, Горбенко тем не менее не исключил присутствия господдержки СМИ, но уже в новом формате: "Система дотаций лишает государственные СМИ стимулов к развитию. У таких изданий нет даже бизнес-планов, а у власти - нет механизма востребования качества, как и должного контроля за эффективностью использования бюджетных средств". Новый механизм распределения средств Горбенко видит в конкурсах, проводимых Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, в том числе и для региональных СМИ.
Все обозначенные в программе комитета проблемы, считает Сеславинский, распадаются на две группы: действия государства в развитии СМИ и качество информационного продукта СМИ. И на площадке ТПП нужно попытаться их соединить. Федеральное агентство, подчеркнул он, "рассчитывает на системную совместную работу".
Справка:
Новый комитет ТПП России по
предпринимательству в сфере средств массовой информации и книгоиздания,
созданный 16 июня, состоит из экспертных советов: по электронным СМИ, печатным
изданиям, книгоиздательской деятельности, полиграфии и материалам, экономической
и кадровой политике. Этим рабочим органам и предстоит за три года разработать
рекомендации, которые могли бы стать законодательными инициативами.
Игорь ВЕЛЕТМИНСКИЙ