Рост рынка справочных изданий в России составляет от 10 до 20% в год. В
Европе аналогичный показатель равен 5%. Справочники привлекают рекламодателей.
Инвестиции в эту сферу бизнеса увеличиваются.
Как рассказал «Газете.Ru» Александр Смолин, поиск инвестора
для развития бизнеса справочного издания в России был обоюдным решением, которое
принимала и шведская ENIRO, и ее российская «дочкa». «Дело в том, что в России
очень велика конкуренция в справочном бизнесе: развивается интернет, медиа,
из-за этого прибыльность очень низкая. Для того чтобы повысить этот показатель,
было принято решение привлечь иностранного инвестора», – рассказал Смолин.
По словам главы
российского подразделения ENIRO, на позицию инвестора для «Желтых страниц»
претендовало много компаний, среди которых были и российские фирмы, но из списка
кандидатов ENIRO и российская «дочка» выбрали шведский инвестфонд. «Мы хотели
продолжить работу именно со шведским капиталом, так как это надежный и
долгосрочный способ работы», – сказал Александр Смолин.
Президент «Эниро Рус» охарактеризовал рынок информационных
изданий как очень рискованный.
«Это индустрия нецивилизованная,
фрагментированная. Кроме того, ее участники между собой никак не контактируют,
лишь через суд и газеты. Рынок нужно консолидировать», – уверяет
Смольный.
«Желтые страницы – Москва» – лидер на московском рынке справочных изданий.
При этом некоторые эксперты считают его монополистом, так как только в Москве
«Желтые страницы» занимают более 50% рынка, по всей России – около 30%, а в
интернете компания – единственный объемный справочник.
Но в Vostok Nafta Investment объясняют свой
выбор инвестирования именно в эту компанию не ее позициями на рынке. «Мы идем от
похожего, ведь в Швеции тоже есть «Желтые страницы», мы к ним уже привыкли, мы
знаем, какая бизнес-модель у этого издания, как оно построено, как будет расти и
развиваться», – рассказал Сергей Глазер.
По словам Константина Исакова из компании Мedia Mark,
«рынок справочников, несмотря на то что он очень сложный, отличается высокой
доходностью, так как справочные издания – это очень хороший рекламоноситель.
Рынок очень большой и перспективный, так что если компания будет заниматься
справочниками не только по общей информации, но и специальными, то есть шанс
преуспеть в этом бизнесе».
Справка:
На
страницах ENIRO
«Желтые страницы» – это справочники, которые
содержат телефоны, почтовые адреса, информацию о деятельности более чем 800 000
компаний России, их товары и услуги, интерактивные карты Москвы и
Санкт-Петербурга. Это самая полная телефонная база предприятий России. В 2000
году шведская компания ENIRO приобрела права на издание справочника «Желтые
страницы – Москва».
ENIRO – международный издатель телефонных каталогов. Концерн имеет
более чем 100-летний опыт. Первый телефонный справочник Abonnent был издан в
Швеции в 1889 году. Ежегодно ENIRO издает около 700 наименований справочников
общим тиражом 28 млн экземпляров в 18 европейских странах. Количество
сотрудников компании превысило 4900 человек.
В России концерн начал работу в 1993 году. Первое 2-х
томное издание «Желтых страниц» вышло в Санкт-Петербурге, затем последовали
Ленинградская область, Нижний Новгород и многие другие, а потом в целом
Россия.
Анна ДОРОФЕЕВА