Назад

Сергей Пузыревский, начальник управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС России: «Цена рекламы должна формироваться рыночными механизмами, а не решением одного из игроков»

С какими нарушениями рекламного законодательства вы чаще всего сталкиваетесь?

- Среди наиболее частых нарушений рекламного законодательства можно отметить использование в рекламе недостоверной информации или некорректные сравнения с товарами других производителей.

Другие нарушения связаны с более жесткими требованиями, предъявляемыми к отдельным категориям товаров и видов деятельности, среди которых я бы выделил игорные заведения.

С начала прошлого года реклама игорного бизнеса достаточно жестко ограничена законодательством, но ее продолжают продвигать под видом развлекательных центров.

Как повлиял новый закон "О рекламе" на структуру нарушений?

- До вступления в силу закона большинство нарушений было связано с формальными требованиями (не указан номер лицензии или орган, выдавший лицензию, отсутствует пометка о том, что товар принадлежит обязательной сертификации).

Новый закон запрещает размещение рекламы лицензируемых видов деятельности без лицензии. За подобное нарушение ответственность несут сразу две стороны: и рекламодатель, и носитель рекламы.

В то же время снизились требования к рекламе алкоголя. Раньше большую часть нарушений составляло размещение подобной рекламы в печатных изданиях, теперь глянцевые журналы могут размещать рекламу алкоголя везде, за исключением первой и последней страниц и обложки.

Если говорить о других изменениях, то, если раньше реклама табака была разрешена в наружной рекламе, теперь его можно рекламировать в печатных изданиях и внутри помещений.

Какие нарушения вы наиболее часто регистрируете на телевидении?

- Наиболее частые нарушения связаны с прерыванием передач рекламой. Здесь существуют жесткие требования, особенно в детских программах. До июля 2006 года закон вообще не разрешал прерывать передачу рекламой, теперь это можно делать в начале и в конце программы.

Кроме этого, новое законодательство запрещает рекламу во время траура. Такие нарушения мы часто фиксируем на региональных каналах.

В то же время часто происходят нарушения с рекламой пива. Как известно, подобную рекламу можно показывать не раньше 22.00. В некоторых случаях возникает проблема из-за того, что в России 11 часовых поясов. На региональных каналах привязка идет к местному времени, а по законодательству телеканал не должен показывать телерекламу позже 22.00 по московскому времени.

Расскажите о планах ФАС создать биржу телерекламы. Возможно ли создать прозрачный механизм определения цен на рекламу?

- Мы сейчас рассматриваем разные варианты формирования прозрачного механизма цен на телевизионную рекламу. Биржа - это один из вариантов. Мы находимся в стадии обсуждения и хотим выработать этот механизм совместно с рекламным сообществом. Самое главное, чтобы в этом вопросе никто не чувствовал себя обманутым. Важно, чтобы цена формировалась рыночными механизмами, а не решением одного из игроков.

Как антимонопольные органы отслеживают случаи нарушения закона о рекламе?

- У нас несколько источников информации. Мы проводим мониторинги и проверки по обращениям как юридических, так и физических лиц. Кроме того, инициаторами проверок выступают и непосредственные конкуренты рекламодателя, действующие с ним на одном рынке: они особенно остро реагируют на недобросовестные методы привлечения потребителя. Если подтверждается факт нарушения, то мы привлекаем рекламодателя к ответственности.

Как вы считаете, рекламодатели сознательно нарушают закон или по незнанию?

- После принятия закона "О рекламе" некоторые нарушения происходили по неведению, когда рекламодатели еще не успели привыкнуть к изменениям в законодательстве. Совсем другая ситуация, когда нарушения происходят умышленно. Здесь рекламодатель осознает, что делает, получая при этом конкурентные преимущества. В подобных случаях мы реагируем достаточно жестко.

Екатерина Шустер

Читайте также

все новости