Круг замыкается: попсовая пресса сама создает персонажей, сама продает их, а потребитель и рекламодатель потребляют.
При активной помощи власти, которой, конечно же,
хотелось бы, чтобы про Владимира Путина никто не писал в таком тоне, как
суперпопулярная газета «Твой день» пишет про какого-нибудь Диму Билана или
группу «Блестящие». Кстати, редактор «Твоего дня» в интервью респектабельному,
но тоже по уши застрявшему в кремлевском информационном болоте журналу «Эксперт»
открытым текстом заявил, что его газета в жизни не посмеет критиковать
президента. И это даже не трусость – просто не по профилю
издания.
Бизнесу в России доходчиво объяснили: в издания про тусовку,
дачу, охоту и рыбалку вкладывать деньги можно, а в серьезные и честные
медиа-проекты – опасно. Да к тому же, очень неприбыльно: все кремлевские лакеи
из общенациональных масс-медиа не случайно в один голос твердят, что обслуживают
население, а не власть. Мол, этого народ хочет, а не инструкторы из
администрации президента, еженедельно собирающие совещания с руководителями
главных телеканалов. Как доказательство приводят рейтинги телепрограмм и тиражи,
если и сфальсифицированные, то непринципиально. «Одноклеточных» моллюсков кормят
пищей, которая не позволила бы им развиться в «многоклеточных». И сами же
приговаривают: как им давать другую пищу, если они «одноклеточные».
Виновата в таком положении вещей не только потребительская цивилизация и «душители свободы слова» из власти, но и сама «серьезная» пресса.
Динамика развития «Живого журнала» в интернете –
наглядное доказательство того, что бумажная и электронная пресса если не при
смерти, то в критическом состоянии. Умные или просто социально активные люди в
сетевых дневниках пишут о том, что их волнует. Они действительно живут этим. А о
чем пишет российская «серьезная» пресса? Вот передо мной первая страница номера
лучшей российской «приличной» газеты. Главный текст, или, как говорят на
журналистском жаргоне, «шапка», – про ликвидацию перекрестной системы
собственности АвтоВАЗа. Многих людей в России волнует структура собственности
АвтоВАЗа? Или на той же первой странице текст про переход Анатолия Кинаха,
одного из влиятельных сторонников украинского президента Виктора Ющенко, в стан
премьера Виктора Януковича. Едва ли значительное число даже умных,
политизированных и обладающих достаточным иммунитетом от кремлевских
пропагандистских инъекций россиян по-настоящему цепляет это событие. На всей
первой странице только репортаж из станицы Камышеватская Краснодарского края,
где сгорел дом престарелых, может тронуть читателей.
Это вовсе не упрек.
Повторюсь, мы имеем дело с лучшей газетой страны, работающей по стандартам
качественной мировой журналистики. Значит, сами стандарты не слишком
соответствуют реальному отношению людей к информации, а потому нуждаются в
пересмотре. Об этом очень точно написал Александр Генис в своем недавнем эссе
«Фабрика метафизики» – по его мнению, газета в современном мире должна не давать
человеку информацию, а защищать от нее.
Не слишком любя свою профессию, но искренне переживая за нее, я надеюсь, что умирает не вообще журналистика, а эта журналистика. И что ей на смену придет другая.
Сам же могу только писать, что думаю. Потому что уверен: смысл любого текста состоит в том, чтобы сказать что-то себе в робкой надежде быть услышанным (не говорю – понятым) кем-то еще. Поэтому серьезные газеты и журналы, чтобы уцелеть, должны из средств массовой информации превратиться в средство индивидуальной информации. В способ личного общения с человеком. И при этом еще не прогореть по деньгам. Сделать это, конечно, чертовски трудно…