Назад

Семь минут свободы после работы : cайт МПТР и реформа правительства

 Увлекательное чтение доставил сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, еще именуемый по старому www.mptr.ru, 25 марта: 18.45 – «Назначен ликвидатор Минпечати» (о формировании ликвидационной комиссии). 18.48 – «Хроника ликвидации. Уволен Михаил Сеславинский». 18.49 – «Хроника ликвидации. В Минпечати отметят День смеха» (речь о том, что 1 апреля начнется вручение уведомлений об увольнении). 18.52 – «Хроника ликвидации. Глава ФАПМК дождался денег» (сообщается, что Сеславинский получил денежную компенсацию за неиспользованный отпуск по «прежнему» месту работы). 

 На следующий день тон заголовков вернулся к официальному, однако, и за 7 минут свободы стало ясно: в старом министерстве к переменам относятся с иронией. Ее можно понять. Новый министр начал свои публичные выступления с заявлений о том, что его не устраивает качество освещения в СМИ культурных событий. Иными словами, его отношение к СМИ до сих пор было отношением потребителя информации, причем весьма специфического. Редко встретишь узкого специалиста, который был бы доволен тем, как массовая пресса освещает сферу деятельности, которой он посвятил всю свою жизнь. 

 Не станем, однако, делать далеко идущих выводов из первых выступлений министра-неофита. Будем надеяться, что новая команда не перечеркнет того хорошего, что оставил после себя прежний министр Михаил Лесин.

Главное его достижение заключается в том, что и власть, и медиасообщество в последние годы перестали смотреть на медиа лишь с точки зрения журналистского творчества, а начали относиться к ним как бизнесу. Бывший министр прекрасно знает реальные механизмы функционирования нашей весьма непрозрачной медиасистемы. При Лесине улучшились условия для развития рыночного сектора в прессе и одновременно не предпринималось мер по радикальному реформированию среды. Последнее могло бы резко обвалить преобладавшие нерыночные отношения в СМИ с тяжелыми социальными последствиями для многочисленных участников этих отношений. При этом Лесин, похоже, искренне считал, что главным двигателем медиареформы должно быть само сообщество. Поощрение его к самоорганизации и саморегулированию стало одним из ключевых направлений работы министра.

Конечно, на всей деятельности госслужащего Лесина тяжелым грузом лежало его частнопредпринимательское прошлое. Он – один из первооснователей холдинга «ВидеоИнтернешнл», монстра, почти монополизировавшего продажи рекламы на телевидении, имеющего серьезные интересы в теле-производящем и вещательном бизнесе, и активно проникающего на рынок печатных СМИ. В медиасообществе за Лесиным прочно закрепилась репутация «министра по делам своего бизнеса». Бесспорно, это вселяло сомнения в искренность реформаторских усилий.

 В целом же, однако, оценку деятельности Лесина в контексте именно переходного периода, я склонен выводить «на плюс». Установка на формирование экономической опоры для независимости СМИ – вещь необратимая; любая же монополия имеет тенденцию либо рушиться под собственной тяжестью, либо размываться за счет появления новых сильных игроков рынка. 

 Как будет складываться жизнь после Лесина? Александр Соколов, вроде бы, заявил о своих «культурологических» приоритетах. Михаил Сеславинский – человек вполне рыночного склада и при этом, в отличие от Лесина, классический госчиновник. В сообществе его уважают и (но) не боятся. Главное, пока нет ясности относительно распределения функций между новым министерством и новым агентством. На том же сайте www.mptr.ru уже появились «Новости Агентства», а вот разделы «Об агентстве»  и «Структура» блистательно пустуют.

 Алексей Панкин

Читайте также

все новости