По сравнению с аналогичным периодом 2005 года нам удалось увеличить
подписные тиражи со 193 тыс. до 292 тыс. экз. И здесь нет никакой тайны,
никакого особого секрета. Издание газеты – это такой же бизнес, как и
производство автомобиля. И, как всякий бизнес, он прогнозируется.
Мы долго вели переговоры с «Почтой России» и сегодня пришли
к нормальному диалогу. Получив новые, прогнозируемые тарифы, мы сразу
пересмотрели собственную ценовую политику в масштабах всей страны. В результате
каталожная цена «Жизни» существенно снизилась, а это привело к тотальному
снижению подписной цены на газету по всей России. Даже там, где введение новых
почтовых тарифов привело к небольшому росту цен, например, в Ставропольском
крае, наша политика позволила добиться небольшого уменьшению конечной подписной
цены. Общая итоговая цена оказалась ниже, чем в предыдущем
полугодии.
Здесь работает простая логика – если мы добиваемся
доступной цены и хорошего качества издания, то, достигая их оптимального
соотношения, мы получаем повышение спроса на продукцию. Наш издательский дом
смог добиться этого, поэтому и подписные тиражи газеты «Жизнь» значительно
выросли. Мы надеемся, что эта система сохранится, и приняли для себя
принципиальное решение не повышать цены на подписку ни в этом полугодии, ни,
возможно, в следующем. Мы выпускаем массовую газету, и нам нужен большой тираж,
ведь это означает привлечение большого числа рекламодателей. Так работают все
массовые издания, которые ориентированы в первую очередь на большие тиражи и
постоянное расширение своей читательской аудитории. Мы должны доносить до
читателей не только свою информацию – политическую, социальную, деловую,
развлекательную и т.д., но и коммерческую, то есть ту, с помощью которой мы
можем зарабатывать деньги. Таким образом, мы убиваем сразу двух зайцев: получаем
возможности для дальнейшего развития бизнеса и сохраняем доступные цены на нашу
продукцию для потребителей. Это общемировая практика.
Мы очень благодарны
«Почте России» за то, что она ввела новую систему тарификации, но я очень
надеюсь, что в ближайшие годы будут решены еще два очень важных вопроса. Первый
связан с персонификацией подписчиков. Мы знаем, сколько у нас подписчиков, в
каких областях, в каких районах и даже в каких населенных пунктах они живут. Но
мы не знаем их имен, адресов и т.д. Между тем персонификация каждого подписчика
– это тот путь, по которому идут все западные СМИ. Это позволило бы нам вести
работу с каждым подписчиком в отдельности, например, поздравлять всех женщин с 8
Марта и т.д. У нас есть деловые партнеры, которые готовы присылать всем
подписчикам газеты «Жизнь» подарки, рекламируя тем самым свою продукцию и свою
фирму, но сейчас они не могут этого делать. Подарок – это очень важная вещь, это
персонифицирует отношения. Помимо этого, мы могли бы предоставлять регулярным
подписчикам скидки и бонусы, и это тоже помогало бы удерживать постоянную
читательскую аудиторию издания.
Конечно, для получения
таких данных нужно изменить всю систему подписки. Мне кажется, издатели могли бы
помочь «Почте России» в части приобретения необходимого оборудования для
создания подобных баз данных. Но и Почта со своей стороны должна гарантировать
защиту баз данных, т.к. никто из издателей не захочет, чтобы к данным их
подписчиков получили доступ конкуренты.
Вторым вопросом,
который необходимо решить, я считаю установление зависимости тарифа не только от
веса издания, но и от его подписного тиража. Это тоже мировая тенденция, но я
понимаю, что быстро внедрить такую технологию у нас не удастся. Однако надеюсь,
что совместная работа над решением этих вопросов позволит увеличить объемы
подписки и будет способствовать развитию этого института в целом.