Назад

Рынок дистрибуции прессы в Питере - новые перспективы

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге работает около 20 компаний, занимающихся распространением периодической печатной продукцией. Тройку лидеров, имеющих наибольшее количество торговых точек, входят "Роспечать" (260 точек), "Метропресс" (202 точки) и "Нева-Пресс" (100 точек). Остальные игроки рынка имеют менее ста торговых объектов. Отдельно следует рассматривать мелкорозничную разрозненную торговлю с лотков, на долю которой в общей сложности приходится 225 точек. Самой распространенной является продажа прессы через киоски - более 700, лотки - около 300, а также Универсамы и АЗС, на долю которых приходится по сто торговых объектов. В общей сложности вместе с оптовыми магазинами в Санкт-Петербурге насчитывается более 1 200 торговых точек, продающих прессу, и на одну точку приходится 3 833 жителя города. Из общего числа петербуржцев приобретением прессы занимается 28%, из них 13% хочет быть полностью гарантировано в получении нужных изданий, поэтому оформляет на них подписку.

По экспертным оценкам годовой объем реализации периодической печатной продукции северной столицы составляет 185 млн. экз., из которых 132 млн. экз. приходится на реализацию в рознице, а 52 млн. экз. - на подписку. По данным ГосКомСтата объем розничного рынка печатной продукции и сопутствующих товаров составляет 3 млрд. руб. или 250 млн. руб. в месяц, а доля розничной торговли прессой в общем обороте розницы в Санкт-Петербурге составляет 1,5%.

Для того чтобы составить себе более или менее полное представление о медиарынке Санкт-Петербурга, необходимо знать данные о самой печатной продукции, т.е. о том, что, в конечном счете, является предметом продажи. Так, в городе за свое место под солнцем и внимание читателей борются более 100 газет, разовый тираж которых составляет 9,8 млн. экз. и более 150 журналов разной периодичности с разовым тиражом 7,3 экз. Одним из важнейших факторов, определяющих успешное развитие рынка периодики, является объем рекламных средств, направляемых в печатные издания. В Санкт-Петербурге объем рекламного рынка в прессе составляет $200 млн. Наибольшим спросом у тех, кто покупает прессу, пользуются телепрограммы - их приобретает 42%, еженедельные газеты - 38%; ежедневными газеты предпочитает 26%. По мнению специалистов, аудитория потенциальных потребителей прессы может быть расширена за счет привлечения дополнительных покупателей из числа тех, кто не покупает прессу систематически.

Справка:
В настоящее время администрация Санкт-Петербурга принимает ряд мер по стимулированию развития рынка печатных СМИ города. Одним из шагов в этом направлении стало принятие решения об увеличении розничных точек продаж прессы в 2-3 раза.

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко утвердила "Перспективную городскую адресную программу по размещению объектов по реализации периодической печатной продукции на 2005 год", разработанную совместно с Координационным советом руководителей СМИ при Правительстве Санкт-Петербурга. Согласно документу в городе будет установлено около 300 новых киосков прессы в дополнение к 750 действующим.

29 июля В. Матвиенко подписала и соответствующее распоряжение главам администрации районов города о принятии к исполнению утвержденную адресную программу и согласовании выделения и заключения договоров аренды земельных участков под установку киосков на сроки не менее 3-5 лет с фирмам-распространителям и, подавшими заявки на размещение киосков в рамках перспективной городской адресной программы. В случае невозможности установки объекта по инженерно-техническим причинам, районные администрации должны предоставить равноценное альтернативное место для установки киоска.

Елена БАЛАШОВА

Читайте также

все новости