"Объем российского рекламного
рынка продолжает стабильно расти, но темпы этого роста, как мы и предсказывали,
незначительно замедлились",– отмечает советник президента АКАР Вячеслав
Черняховский. По подсчетам АКАР, в первом полугодии 2005 года объем российского
медиарекламного рынка России увеличился на 28%, до $2,1-2,15 млрд. По его
словам, благодаря высоким темпам роста рекламной индустрии Россия в этом году
впервые включена в программу исследований девяти ведущих по объему рынка рекламы
стран мира наряду с США, Японией, Великобританией, Францией, Италией, Германией,
Испанией и Китаем. Это исследование ежегодно проводится в рамках программы Ad
Barometer по заказу компании Hachette Filipacchi Medias. Результаты исследования
рекламных рынков "девятки" будут опубликованы в октябре 2005 года.
Наиболее быстро растущим сегментом российской рекламного рынка, по
данным АКАР, остается интернет-реклама, объем которой по сравнению с прошлым
годом вырос на 67% (
см. таблицу ).
Вторым по темпам роста сегментом стала наружная реклама, которая в этот раз
обогнала традиционно занимавший второе место телесегмент – 35 и 33%
соответственно. Одновременно выросла и доля "наружки" в общем объеме рекламного
рынка: 19,4% вместо 18,4%, которые приходились на нее по итогам 2004 года.
Эксперты считают, что в ближайшие годы тенденция роста доли наружной
рекламы сохранится. "Вопреки прогнозам, которые некоторое время назад сделали
аналитики "Видео Интернешнл", тенденции к падению удельного веса "наружки" не
наблюдается,– говорит гендиректор исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик"
Андрей Березкин.– Очевидно, что в среднесрочной перспективе, в ближайшие
три-пять лет, наружная реклама будут только набирать обороты".
Аналитики
связывают бурный рост российской рекламной индустрии с развитием
потребительского рынка в стране. "Данные исследования АКАР свидетельствуют об
экстенсивном развитии рекламного рынка. Его возможности не соответствуют бурному
росту потребительского рынка,– полагает Владимир Степанов, директор по
стратегическому планированию коммуникационной группы Aegis Media/OKS.– Более
половины роста обеспечивает медиаинфляция (рост цен на рекламу.– Ъ)". "Спрос на
рекламу со стороны рекламодателей продолжает расти на 30-40% ежегодно,– отмечает
руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра группы
компаний "Видео Интернешнл" Сергей Веселов.– Поэтому в среднесрочной
перспективе, ближайшие два-три года, абсолютные значения темпов роста рекламного
рынка все равно останутся высокими. Для телерекламного рынка это будет 25-30% в
год".
Опрошенные Ъ участники рынка прогнозируют, что по итогам года
темпы роста рекламной индустрии преодолеют 30-процентный барьер. "Мы не
чувствуем замедления темпов роста, о которых говорит АКАР. "Наружка",
радиореклама и реклама в прессе растут так же, как и в прошлом году",– отмечает
президент рекламной группы "Арт-медиа" Михаил Корес. Рекламисты утверждают, что
второе полугодие будет более показательным с точки зрения роста рекламных
бюджетов. В первую очередь рост произойдет из-за повышения расценок на
телерекламу. "С сентября цены в прайс-листах некоторых телеканалов подросли на
30%. В основном речь идет о рассчитанных на Москву рекламных блоках на "Первом",
"России", НТВ, СТС, ТНТ и некоторых музыкальных каналах,– говорит гендиректор
агентства Media Wise Татьяна Елисеева.– Думаю, что пиковый рост рекламного рынка
придется на второе полугодие и по итогам 2005 года темпы роста всего рынка
составят 33-34%".
Тимур
БОРДЮГ