«Это событие объединяет людей различных профессий — журналистов, редакторов, издателей, работников полиграфической промышленности, распространителей печатных изданий — всех тех, чей благородный труд обеспечивает одно из основных прав граждан — право свободы слова», — говорится в поздравлении. «Значимость нашей работы определяется не только способностью донести до аудитории объективную информацию. Мы строим единое информационное пространство страны и объединяем общество», — отметил министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
«Сегодня индустрия все активней вовлекается в процесс самосовершенствования и самоорганизации, все насущнее становится вопрос экономической свободы и самостоятельности издательств и изданий. Этот год будет непростым и ответственным для отрасли. Нас ожидают значительные преобразования, в частности, в полиграфической промышленности. Уверен, результатом этих процессов станет действительная независимость средств массовой информации», — отметил министр. Михаил Лесин пожелал сотрудникам СМИ «успехов в работе, профессионального роста, творческих удач, крепкого здоровья, счастья».
13 января было объявлено указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1991 года Днем российской печати взамен Дня советской печати, который отмечался 5 мая . 26 декабря 1702 года Петр 1 издал указ об учреждении первой газеты для «извещения оной о заграничных и внутренних происшествиях…». В ее основу легли рукописные листы «Вестовые письма, или Куранты». Первый номер газеты носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Он увидел свет в Москве 13 января 1703 года.
По данным Минпечати, на 1 сентября 2003 года в России зарегистрирована 41 тысяча 80 наименований печатных изданий, в том числе 23 тысячи 749 газет, 14 тысяч 332 журнала, 2 тысячи 999 альманахов, сборников и бюллетеней. В России функционируют более 6 тысяч электронных СМИ и более 1 тысячи периодических изданий в сети Интернет.
Согласно экспертным прогнозам, к середине этого года общий годовой тираж российских газет может достичь 8,5 млрд экземпляров, а журналов — 570–600 миллионов. Крупнейшими на медиарынке (по заявленным тиражам) являются газеты «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Спорт-Экспресс», «Труд», «Российская газета», «Известия», «Гудок».
На журнальном рынке лидируют центральные издания общего спроса. Состояние рынка определяют 600 журналов, доля которых в общем годовом тираже составляет свыше 80%. Лидерами являются кроссвордные журналы, вторую позицию занимают телегиды и журналы о кино, третью — женские и развлекательные издания. Среди ежемесячных журналов на российском рынке лидируют «За рулем», «Космополитен», «Караван историй» и «Домашний очаг», среди еженедельников — «7 дней» и «Лиза».
Объемы рынка подписки специалисты Минпечати оценивают в пределах 500 млн долларов. Согласно прогнозам, объем продаж российской прессы к 2005 году может приблизиться к 2 миллиардам.
По сообщениям ИТАР-ТАСС и РИА «Новости».